Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 234 
Next page End  

представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной
динамической локализации высших психических функций человека;
— во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского.
Принципы, сформулированные Л. С. Выготским /14,
15/, послужили началом целенаправленных
многолетних исследований, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками. Автор выдвинул идею о
системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности, о
последовательном формировании ВПФ человека и последовательном (прижизненном) изменении их
мозговой организации как основной закономерности психического развития. Исследования Л. С.
Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов,
разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении
мозга;
— и в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. В ходе Великой
Отечественной войны появилось большое количество раненых с поражением головного мозга, что
позволило провести клиническую проверку теоретических исследований /23, 41, 43/. Огромный вклад в
становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию
мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Сформировавшись на стыке нескольких научных дисциплин, нейропсихология как
самостоятельная отрасль науки сосредоточилась на изучении роли отдельных систем головного мозга в
осуществлении психической деятельности.
Можно выделить основные задачи нейропсихологии.
1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет
увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.
2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые
имеются в совершенно разных психических процессах.
3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.
Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов,
используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К
первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания,
а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.
Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод
исследования, метод раздражения и метод разрушения /22, 43/. Сравнительно-анатомический метод
исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей
строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а
также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно.
Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг.
Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое
раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие
на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик
таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В.
Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное
воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла
потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении
или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической
активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов.
Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее
воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Дальнейшее развитие
экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу — изучению
активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов,
которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении
нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения
(или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и
наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в
Hosted by uCoz