представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной
динамической локализации высших психических функций человека;
во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского.
Принципы, сформулированные Л. С. Выготским /14,
15/, послужили началом целенаправленных
многолетних исследований, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками. Автор выдвинул идею о
системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности, о
последовательном формировании ВПФ человека и последовательном (прижизненном) изменении их
мозговой организации как основной закономерности психического развития. Исследования Л. С.
Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов,
разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении
мозга;
и в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. В ходе Великой
Отечественной войны появилось большое количество раненых с поражением головного мозга, что
позволило провести клиническую проверку теоретических исследований /23, 41, 43/. Огромный вклад в
становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию
мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Сформировавшись на стыке нескольких научных дисциплин, нейропсихология как
самостоятельная отрасль науки сосредоточилась на изучении роли отдельных систем головного мозга в
осуществлении психической деятельности.
Можно выделить основные задачи нейропсихологии.
1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет
увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.
2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые
имеются в совершенно разных психических процессах.
3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.
Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов,
используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К
первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания,
а ко второй методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.
Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод
исследования, метод раздражения и метод разрушения /22, 43/. Сравнительно-анатомический метод
исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей
строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а
также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно.
Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг.
Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое
раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие
на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик
таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В.
Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное
воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла
потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга непрямом раздражении
или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической
активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов.
Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее
воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Дальнейшее развитие
экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу изучению
активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов,
которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении
нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения
(или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и
наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в
|