Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 234 
Next page End  

Корковый конец слухового анализатора (первичные зоны височной коры) состоит
преимущественно из 6 и 4 слоев, обладает модальной специфичностью и выполняет функцию приема и
анализа слуховой информации. Иными словами, первичные зоны височной коры обеспечивают такие
элементарные функции, как острота слуха и восприятие тон-шкалы (восприятие звуков определенной
высоты).
При одностороннем поражении первичных зон височной шкалы нет выпадения слуха, но
наблюдается повышение порогов слухового ощущения в условиях затрудненного восприятия (на
противоположном ухе) /22, 41/.
Вторичные зоны височной коры расположены в наружных отделах височной доли, состоят из
клеток с короткими аксонами, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых
раздражений в целостный слуховой образ. На базе слуховой системы формируется человеческая речь,
поэтому внутри этой системы выделяют две самостоятельные подсистемы. Первая дает возможность
ориентироваться в неречевых звуках (неречевой слух), вторая — слышать и анализировать звуки речи
(речевой слух). Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, но на уровне коры различаются.
Исследования нейропсихологов позволили выделить две основные функции вторичных зон
височной области коры:
— дифференциация комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей
(выделение предметных звуков) и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических
слуховых структур;
— синтез речевых звуков. Чтобы различить звуки речи, необходимо кодировать их
соответственно фонематической системе, выделяя смыслоразличительные фонематические признаки.
Данная функция обеспечивается вторичными зонами височной области левого полушария.
Поражение вторичных зон височной области приводит к нарушению интегративности слухового
восприятия. В зависимости от места поражения выделяют следующие нарушения слухового восприятия.
Слуховая агнозия возникает при поражении как левого, так и правого полушарий. Проявляется
данное нарушение в том, что страдает понимание предметных звуков. Больной слышит звуки, может
отличить один от другого, но не может назвать их источник. Хотя больные могут различать звуки по
высоте, интенсивности, длительности и тембру, они не имеют для них никакого смысла.
Сенсорная амузия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон височной области
правого полушария. Нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту,
которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. При грубых
нарушениях могут возникать болевые ощущения при восприятии мелодий.
Аритмия нарушение, описанное А. Р. Лурия и его сотрудниками, состоит в том, что больной
не может правильно оценивать и воспроизводить ритмические структуры (наборы звуков,
чередующиеся через разные промежутки времени). Возникает и при правостороннем, и при
левостороннем поражении височной доли.
Речевая акустическая агнозия (сенсорная афазия) проявляется при поражении верхних отделов
вторичных зон височной области левого полушария. При этом поражении сохранна острота слуха, нет
выпадения тон-шкалы, но больные не различают фонематические признаки речи (путают близкие по
звучанию фонемы: «Б — П», «Г — К»). При массивных поражениях вместо речи слышат неречевой шум
(шум моря, шорох листьев и т. п.).
Акустико-мнестическая афазия (нарушение слухо-речевой памяти) возникает при поражении
средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Дефект заключается в том, что
больной не может удержать в памяти даже небольшую серию звуков: «дом — лес — стол». При
повторении первое слово уже забывается.
Нарушение интонационной стороны речи связано с поражением правой височной области.
Больные не различают речевые интонации, не выразительны в своей речи, плохо различают мужские и
женские голоса, не узнают знакомые голоса.
Согласно представлениям о синдромном анализе нарушений высших психических функций,
поражение одного участка мозга приводит к первичному нарушению психической функции. Это, в свою
очередь, вызывает расстройство всех функциональных систем, в которые он входит в качестве
составного компонента. Расстройство речевого (фонематического) слуха приводит к нарушению всех
Hosted by uCoz