от 28 декабря 1998 ¹ 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и
других высших психических функций»;
от 5 мая 1999 ¹ 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового
возраста».
В соответствии с Приказом Минздрава России от 13 февраля 1995 ¹ 27 психолого-
педагогический персонал включается в штат таких медицинских учреждений психиатрического,
наркологического и психотуберкулезного профиля.
В наркологическом реабилитационном центре может осуществляться специализированная
помощь подросткам-больным наркоманиями, алкоголизмом и токсикоманиями. В их составе могут
находиться учебные классы, спортивные секции, студии и т. п. Подростковое отделение обычно
находится отдельно от отделений, в которых проходят реабилитацию взрослые пациенты.
Для оказания психологической помощи детям и подросткам с кризисными состояниями и
суицидальным поведением на базе медицинских кабинетов или поликлиник при учебных заведениях
может создаваться кабинет социально-психологической помощи учащимся и несовершеннолетним.
Приказом Минздрава России ¹ 148 от 6 мая 1998 также предусмотрена организация
специализированных постов круглосуточной телефонной связи («телефонов доверия») для оказания
экстренной психологической помощи детям и подросткам.
Психолого-педагогическая помощь детям с выраженными нарушениями речи и других высших
психических функций может оказываться в детских поликлиниках, а также в скоропомощных
неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, детских психоневрологических диспансерах
и других лечебно-профилактических учреждениях. Для медико-психолого-педагогической реабилитации
детей и подростков с нарушениями речи и других высших психических функций при лечебно-
профилактическом учреждении может быть организован стационар на дому. Минздравом России
предусмотрено создание на базе лечебно-профилактических учреждений специализированных центров
патологии речи и нейрореабилитации, в штат которых наряду с медицинским персоналом включаются
психологи и педагоги (логопеды, дефектологи). В учреждениях здравоохранения
помощь, как правило,
оказывается детям и подросткам с легкими формами речевых расстройств. В более тяжелых случаях дети
через психолого-медико-педагогические консультации направляются в специализированные
учреждения системы Министерства образования: школы-интернаты для
детей с отклонениями в
развитии, имеющих «особые образовательные потребности», специализированные детские сады и
группы для детей «с проблемами в развитии». В некоторых школах создаются логопедические пункты,
классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с нарушениями физического
состояния. Однако в системе образования очень редко можно встретить комплексную
специализированную службу помощи детям с патологией речи.
Приказом Минздрава России от 5 мая 1999 ¹ 154 предусмотрена организация на базе детских
поликлиник специализированного кабинета (отделения) медико-социальной помощи, в состав которого
помимо врачей входят психолог и социальный работник (социальный педагог). В задачи этого
подразделения входит:
выявление детей с факторами социального риска;
оказание медико-психологической помощи;
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Общий для всех психологов федеральный закон, регламентирующий оказание психологической
помощи населению (в том числе и детям), в нашей стране отсутствует.
Контрольные вопросы к разделу
1. Что является предметом клинической психологии как самостоятельной ветви психологической
науки?
2. Кто первым ввел в оборот термин «клиническая психология»?
3. Какие термины могут быть использованы для описания клинических аспектов деятельности
психолога помимо термина «клиническая психология»? Чем они различаются?
4. В какой научной области зародилась клиническая психология?
|