в) активный анализ наиболее существенных элементов высказывания (проявляется в понимании
общего смысла высказывания, его контекста). Это условие обеспечивается за счет участия лобных долей
мозга.
Следовательно, импрессивная речь представляет собой сложную функциональную систему, в
организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой
вклад в обеспечение данной функции /22, 41/.
Основными звеньями экспрессивной речи, по мнению А. Р. Лурия, являются простейшая
повторная речь (повторение звука, слога, слова) и называние. В повторной речи присутствует звуковой
образец, в назывании его нет.
В основе повторной речи лежат такие элементы, как:
четкое слуховое восприятие, обеспечиваемое верхними отделами вторичных зон височной
области левого полушария. Их поражение приводит к распаду фонематического слуха, что
сопровождается дефектами повторения (замена близких фонем, неправильное произношение);
четкая система артикуляции, в основе которой лежит функционирование нижних отделов
вторичных зон постцентральной (теменной) коры левого полушария (у правшей). Их поражение ведет к
афферентной моторной афазии (распад артикулем, замена близких по произношению артикулем,
появление литеральных парафазий);
возможность переключения с одной артикулемы на другую или с одного слова на другое,
обеспечивается аппаратами нижних отделов премоторной коры левого полушария. Их поражение
приводит к эфферентной моторной афазии, проявляющейся в патологической инертности
речедвигательной сферы и появлению речедвигательных персевераций (заикание);
подчинение произнесения заданной программе и торможение побочных альтернатив,
обеспечивается работой лобных отделов мозга. Их поражение приводит к тому, что нужная программа
заменяется повторением хорошо усвоенного в прошлом опыте слова или фразы (использование речевых
стереотипов).
Называние как элемент экспрессивной речи включает в себя:
отчетливое зрительное восприятие, обеспечивается височно-затылочными отделами левого
полушария (у правшей), при поражении которых возникает оптическая афазия (больной не может
назвать слово, поскольку не узнает его);
сохранность акустической структуры слова обеспечивается благодаря функциям слухоречевых
систем левой височной области. Их поражение при попытке назвать предмет приводит к обильным
литеральным парафазиям;
нахождение нужного обозначения и торможение всех побочных альтернатив связано с
особенностями третичных (височно-теменно-затылочных) отделов левого полушария. Патологическое
состояние последних приводит к амнестической афазии. Она проявляется в бесконтрольно
возникающих вербальных парафазиях (замена нужного слова близкими по значению или по структуре
словами);
подвижность нервных процессов, обеспечивающая легкость переключения на другое
название.
Можно сказать, что и экспрессивная речь имеет сложную структуру, которая обеспечивается
совместной работой разных отделов мозга /22, 41/.
В результате локальных поражений задних, гностических областей левого полушария головного
мозга (височные, теменные и теменно-затылочные отделы) нарушается звуковая структура слова,
акустический анализ слова и зрительно-пространственные схемы, лежащие в основе логико-
грамматических конструкций. Но все эти поражения ограничиваются нарушениями операционной
структуры речи, не затрагивая речевую деятельность в целом. Поэтому у таких больных сохраняется
намерение понять речь окружающих или сказать что-либо, а следовательно, сохраняется возможность
компенсации дефекта.
Совсем иначе обстоит дело с организацией речевой деятельности. Ее структура, как известно,
включает цель, мотив высказывания, выработку программы, выбор средств реализации деятельности и
контроль за ее выполнением. Формирование намерения высказаться связано с работой лобных структур
мозга. При поражении передних отделов коры головного мозга нарушается актуализация предложений
|