знают, как вести линии, составляющие буквы, могут писать их зеркально. Прежде чем приступить к
восстановлению письма, следует восстановить пространственное восприятие и обобщенный и
константный оптический образ буквы.
Расположение звуков и букв в определенной последовательности обеспечивается нижними
отделами премоторной коры левого полушария. В случае их нарушения больные могут выделить звук из
слова, изобразить отдельные звуки буквами, но не могут написать их в нужной последовательности
(«окно» «коно») и перестают писать их единой, плавной серией движений.
Для восстановления каждого из нарушенных элементов письма разработана своя система
упражнений и методов. Но их применение должно быть адекватно механизму нарушения и подбираться
в строгом соответствии с природой дефекта.
Процесс чтения носит обратный характер по сравнению с функцией письма. Он начинается с
последовательного восприятия системы письменных знаков (графем, слов, предложений). Необходимо
расшифровать эти знаки, понять значение отдельных букв и слов, объединить их в более крупные
единицы информации целые фразы и текст, удержать их в оперативной памяти и соотнести друг с
другом, выделив сложные семантические единицы. Л. С. Цветкова утверждает, что психологическое
строение чтения характеризуется взаимодействием двух уровней сенсомоторного и семантического.
Первый состоит из звуко-буквенного анализа и удержания получаемой информации в оперативной
памяти. Этот уровень обеспечивает скорость, точность и объем восприятия. Второй, семантический,
уровень обеспечивает понимание значения и смысла информации, использование смысловых догадок,
сличение возникающих гипотез с исходным материалом. Оба уровня тесно взаимосвязаны, дополняя
друг друга /24/.
Для обеспечения первого уровня в чтении необходимы сохранность и взаимодействие
зрительного, акустического и кинестетического анализаторов. У детей при формировании навыков
чтения зрительное восприятие буквенных знаков сопровождается проговариванием вслух, т. е.
переводом зрительной информации в ее звуковой и кинестетический аналоги. Чтение неразрывно
связано с пониманием письменного сообщения. В самом начале формирования навыка чтения
понимание идет вслед за восприятием, на основе длительного анализа и синтеза строения читаемых
слов. На поздних этапах развития чтения понимание связано с выделением смысла слов и
предложений. Оно опирается на предвосхищение (антиципацию) дальнейшей мысли, относящейся ко
всему тексту. У взрослого человека развито антиципирующее чтение, характеризующееся единством
процесса восприятия и понимания читаемого.
Учитывая всю сложность процесса чтения, можно выделить целый ряд структур мозга, его
обеспечивающих. Во-первых, необходима сохранность четких зрительных образов буквенных знаков и
умение соотносить оптические представления букв с их акустической и речедвигательной
характеристиками. Эта функция обеспечивается теменно-затылочными отделами коры мозга в левом
полушарии. При их поражении возникает оптическая алексия, при которой больные с трудом узнают
буквы, путают их по оптическим признакам («и» «й», «л» «м»). Восстановление чтения в этом
случае предполагает восстановление восприятия букв, узнавания и написания отдельной буквы.
Следующий элемент чтения акустическое восприятие звуков осуществляется вторичными
зонами височной области левого полушария. При их поражении нарушается процесс анализа и синтеза
читаемого слова (сенсорная алексия). Непосредственное зрительное узнавание слова остается
сохранным, но человек не может узнать значение слова из-за нарушения звукового анализа, процесс
чтения превращается в «угадывание». Для восстановления нарушенной функции необходим ее перевод
на осознанный аналитико-синтетический уровень.
Динамика речевого процесса связана с работой нижних отделов премоторных зон левого
полушария. При их поражении возникают грубые персеверации, дефекты переключения с одного
элемента на другой (моторная алексия). Пытаясь преодолеть моторно-кинестетические трудности,
больные прибегают к угадыванию значения слов или фраз. Антиципация смысла приводит к ошибкам
чтения.
Организация чтения как речевой деятельности идет за счет активности лобных долей левого
полушария мозга. Поражение левой лобной доли может привести к искажению мотивации
деятельности, распаду ориентировочных действий, стратегии чтения. Нарушается возникновение
|