для человека характерно многообразие потребностей (как естественных, так и культурных). Таким
образом, человеческая деятельность полимотивированна.
С появлением мотива начинает осуществляться деятельность. А. Н. Леонтьев рассматривал
деятельность как совокупность действий, которые вызываются мотивом и направлены на достижение
цели. Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата деятельности. Основной
единицей деятельности является действие, которое также носит целенаправленный характер и
осуществляется при помощи определенных способов (операций), соотносимых с конкретной ситуацией.
Такую структуру имеет как внешняя, так и внутренняя деятельность, хотя форма выполнения
входящих в нее действий различна: практическая деятельность имеет предметный характер, а в
психической деятельности действия (операции) осуществляются с участием образов предметов.
Длительное время деятельностный подход был главенствующим в отечественной психологии. И
хотя на современном этапе ее развития на смену естественнонаучной детерминистской парадигме все в
большей степени приходит гуманистическая парадигма, опирающаяся на феноменологическое,
описательное понимание психики, в области патопсихологических исследований деятельностный
подход сохраняет свое право на существование. Сложившаяся в отечественной патопсихологии
традиция рассматривать психические нарушения именно как нарушения психической деятельности
весьма продуктивна в плане решения задач, которые чаще всего приходится решать патопсихологу на
практике. Речь идет, в первую очередь, о получении экспериментальных данных, необходимых для
постановки дифференциального диагноза. Как известно, многие психические расстройства, имеющие
различную этиологию, патогенез и динамику, могут иметь сходство на симптоматическом уровне.
Например, нарушения интеллекта в детском возрасте, такие, как умственная отсталость и задержка
психического развития, в клиническом плане могут быть весьма схожи, но относятся к различным
нозологическим группам заболеваний. Отграничить их друг от друга, особенно в случае выраженной
задержки и легкой степени умственной отсталости, руководствуясь только клиническими или
педагогическими (и даже психодиагностическими количественными) критериями, бывает очень
сложно. Это связано с тем, что при описательном или сугубо психодиагностическом подходе анализу
подвергаются только внешние поведенческие корреляты психики, за которыми могут стоять совершенно
разные механизмы и содержательные характеристики. Рассмотрение же психики как особого вида
деятельности, включающей и внешние и внутренние компоненты, позволяет выявить своеобразие
нарушений ее структуры при различных нозологиях.
Таким образом, культурно-историческая концепция формирования высших психических функций
и деятельностный подход стали теоретической базой патопсихологии, определив методологию и
технологию проведения патопсихологических исследований.
1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории
Однако нельзя утверждать, что патопсихология просто заимствовала из других областей
психологии теоретические идеи, ничего не давая взамен. Сама патопсихология имеет не только
практическое, но и важное теоретическое значение, позволяя расширять рамки научного познания
психики. На это в свое время указывал В. М. Бехтерев, отмечая что изучение ненормальных проявлений
психической сферы освещает задачи психологии нормальных лиц /6/. Л. С. Выготский положил в своих
работах начало экспериментальному исследованию распада мышления, а сами данные
патопсихологического исследования использовал для построения своей теории о ВПФ.
Многие другие отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Л. Ф.
Божович и др.) также использовали при разрешении своих теоретических проблем данные
патопсихологических исследований. Так, например, А. Н. Леонтьев исследование об опосредованном
характере высших форм памяти построил на клиническом материале, используя данные изучения
памяти больных корсаковским синдромом. Другой известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов
также прибегал к клиническому материалу для доказательства роли социально-психологических
факторов в возникновении личностных расстройств, указывая, что «ломка личности» не является
прямым следствием заболевания. Тем самым он подтвердил положение о социальной природе
личности. Таким образом, можно сказать, что многие психологи использовали исследование патологии
|