жизнь, причем это может длиться годами.
По данным Н. Л. Белопольской, наличие одного из перечисленных критериев может служить
основой для профессионального наблюдения за человеком и возможного предупреждения развития
психического заболевания. Наличие двух, а тем более трех особенностей свидетельствует о
необходимости проведения экспериментального патопсихологического исследования и консультации
врача /15/.
Знание этих трех психологических критериев психических расстройств позволяет педагогам и
психологам правильно ориентироваться в уровне проблем, стоящих перед ними, дает возможность
своевременно решить вопрос о целесообразности обращения к специалисту-медику. Умение выявлять
признаки психического расстройства является важным как для
педагогов и психологов, так и для
родителей. К сожалению, очень часто педагоги и родители пользуются житейскими представлениями о
проявлениях психических болезней, подразумевая под проявлениями психической «ненормальности»
любые случаи отклоняющегося от общепринятых норм поведения или развития. Здесь возможны два
крайних варианта:
1. Родители и педагоги видят проявления болезни в любых случаях нетипичного,
отклоняющегося, по их мнению, поведения, даже обусловленного возрастными или индивидуально-
типологическими особенностями. Поэтому все возникающие проблемы считают необходимым решать
при помощи медицинского вмешательства, нецелесообразного в такой ситуации. Например, родители
могут обратиться к врачу с просьбой о лечении в случае резких изменений поведения своего ребенка в
переходном подростковом возрасте, не имея представлений о закономерностях возрастных изменений в
кризисные периоды.
2. Родители или педагоги, не понимая болезненной природы появившихся поведенческих
изменений, ошибочно принимают их за проявления дурного характера, распущенности и т. п.
Например, у ребенка начинают проявляться признаки так называемого «школьного невроза», а родители
считают, что проблема заключается в лености ребенка, его нежелании учиться. В этом случае
основными средствами оказания помощи ребенку признаются педагогические меры воздействия,
неэффективные в данный момент.
Поэтому для избежания довольно распространенных ошибок гиподиагностики или
гипердиагностики, осуществляемой не специалистами-медиками, знание основ патопсихологии (и
психопатологии) является обязательным для любого представителя педагогических профессий, для
педагогов-психологов и желательным для родителей.
1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте
1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе
Говоря об особенностях исследования нарушений психики в детском возрасте и о специфических
задачах, решаемых в этой области, еще раз необходимо подчеркнуть, что в центре внимания
патопсихолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических
расстройств, их структуры и выраженности. Как отмечает В. В. Лебединский, в этой части исследования
задачи детского патопсихолога практически такие же, что и патопсихолога, изучающего взрослых
больных. Однако в отношении детского возраста патопсихологическая оценка психических нарушений
не может быть полноценной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного
развития, на которой находится больной ребенок. Другими словами, к исследованию нарушений
детской психики необходимо подходить с позиций психического дизонтогенеза, вызванного
болезненным процессом или его последствиями.
Понятие «дизонтогенеза», вернее «дизонтогении», было впервые введено в обиход
клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной отрасли психиатрии
детской психиатрии. Детские психиатры, говоря о неправомерности отождествления психических
заболеваний детского и взрослого возраста, стали все больше значения придавать роли возраста, а также
симптомам, обусловленным аномальным развитием в условиях болезни. Под дизонтогенезом
(дизонтогениями) принято понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и
|