Наряду с общими чертами, присущими патопсихологическому эксперименту и
экспериментально-психологическому исследованию здоровых людей, между ними имеются
существенные различия. Основное различие как раз заключается в том, что патопсихолог обследует
пациента, страдающего психическим заболеванием. Само психическое заболевание по сути является
особым естественным экспериментом, который природа ставит над психикой. Поэтому в
патопсихологическом эксперименте, наряду с воздействиями экспериментатора, на проявления
психической деятельности оказывают влияния не контролируемые, а лишь фиксируемые психологом
воздействия, обусловленные болезнью. Другими словами, патопсихологический эксперимент является
одновременно спровоцированным экспериментом и экспериментом, на который ссылаются /17/ . Как
известно, под спровоцированным экспериментом понимают такой эксперимент, при котором
экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его
вмешательством результаты, а об эксперименте, на который ссылаются, говорят в тех случаях, когда
изменение независимой переменной происходит вне связи с деятельностью экспериментатора.
Такой сложный характер патопсихологического эксперимента сказывается на технологии его
проведения, требует от патопсихолога учета взаимосвязи множества факторов, влияющих на ход и
результат психической деятельности больного. Поэтому в основе патопсихологического
экспериментального исследования должны лежать принципиально иные, нежели в других
экспериментальных исследованиях (например, психодиагностических), методологические и
методические принципы. Б. В. Зейгарник /6/ сформулировала ряд принципиальных положений, на
которых должно базироваться экспериментальное исследование, отвечающее целям и задачам
патопсихологии.
2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования
Основным принципом построения патопсихологического экспериментального исследования
является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов
больного. На начальных этапах существования клинической психологии в клинической практике
господствовал метод количественного измерения психических процессов. Такой подход был обусловлен
тем, что в то время в психологии, обретшей статус экспериментальной науки, исследование психики
сводилось к выделению и изучению отдельных психических функций (памяти, восприятия, мышления,
внимания и т. п.). В рамках такого функционалистского подхода сущность психологического
исследования заключалась в измерении каждой отдельной функции, к установлению ее количественных
характеристик. Наиболее адекватным решению таких задач являлся метод тестов. Так как
общепсихологическая теория и практика являются методологической и методической основой
клинической психологии, то функционалистский подход и соответствующий ему метод тестирования
были перенесены в практику исследования распада психических функций. Исследование нарушения
психики сводилось к установлению степени количественного отклонения от «нормальных» показателей,
в качестве которых чаще всего выступали статистические нормы. Метод количественных измерений до
сих пор остается ведущим в работе клинических психологов за рубежом. В последнее время он все
активнее внедряется в практику отечественной клинической психологии. Однако, несмотря на то, что в
свое время метод тестов заслуженно признавался самым объективным из методов психологического
исследования, он справедливо подвергался критике. Наибольшей известности и распространенности во
всем мире достигла тестовая школа измерения интеллекта БинеСимона. На основе этой шкалы, в
частности, проводилось (а во многих странах и до сих пор проводится) отграничение детей с
нормальным, сохранным интеллектуальным уровнем от детей с задержкой, недоразвитием интеллекта.
Методологической основой данного метода являлось представление о том, что интеллектуальные
способности ребенка фатально предопределены наследственными факторами и практически не зависят
от обучения и воспитания. Каждому ребенку поэтому свойственен определенный возрастной
интеллектуальный показатель (коэффициент интеллектуальности
IQ), мало изменяющийся со
временем. Л. С. Выготский, критикуя широко распространенную практику использования метода
БинеСимона, считал, что он позволяет судить только о количестве приобретенных знаний, умений и
навыков, а не о строении и качественных особенностях умственной деятельности детей, поэтому
|