дезориентировки в действительности у них была нарушена адекватная оценка окружающего. Им
недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий.
Прогрессирующая амнезия является еще одним вариантом тяжелых расстройств памяти. Она
характеризуется расстройствами памяти не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не
помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка
во времени и пространстве, которые порой приобретают грубый, гротескный характер.
Подобные нарушения памяти встречаются при психических заболеваниях позднего возраста (при
сенильной деменции), при болезнях Пика и Альцгеймера, в основе которых лежит прогрессирующая,
качественно своеобразная деструкция коры головного мозга.
Распад памяти при прогрессирующей амнезии соответствует закону Рибо, т. е. ход этого процесса
идет в порядке, обратном формированию памяти. Вначале исчезает память о наиболее поздно
запечатленных событиях и фактах. Более ранние исчезают в последнюю очередь. Процесс распада
памяти идет поэтапно, постепенно, но неуклонно, обязательно приводя к грубой дезориентировке не
только в окружающей обстановке и близких людях, но и в собственной личности.
С. Г. Жислин высказал предположение, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии,
сопровождающемся прогрессирующей амнезией, обусловлено расторможенностью выработанных
дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные
процессы не могут поспевать за сменой событий реальной жизни, поэтому в сознании фиксируются
лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации. Все описанные амнестические
расстройства при этом протекают на фоне общего интеллектуального снижения.
Проведенное в лаборатории Б. В. Зейгарник психологическое исследование группы больных
пожилого и старческого возраста выявило прежде всего недостаточную активность процесса
запоминания, так как больные фактически не принимали задачу «запомнить». Поэтому продуктивность и
непосредственной, и опосредованной памяти была крайне низкой. Объем памяти у этих испытуемых
был очень мал и составлял в среднем 4 единицы (при норме 5-9 единиц), причем многократное
повторение материала не улучшало результатов запоминания. В некоторых случаях у больных
диагностировались признаки неустойчивости, истощаемости мнестических процессов. Очень низка
была также прочность запоминания. При отсроченном воспроизведении никто из больных не мог
припомнить воспринятую ранее информацию.
На продуктивность памяти оказывали негативное влияние чрезмерная отвлекаемость,
соскальзывание мысли по побочным ассоциациям, общее интеллектуальное снижение. Это отчетливо
проявлялось при выполнении заданий, требующих длительного сосредоточения и использования
логических средств запоминания (при исследовании опосредованного запоминания, например).
Поэтому можно сказать, что при прогрессирующей амнезии нарушения приобретают грубый стойкий
системный характер.
3.2.2. Нарушения опосредованной памяти
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко и др.)
рассматривали память как организованную деятельность, зависящую от многих факторов, таких, как
уровень развития познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Поэтому при
психических заболеваниях различные нарушения мнестической деятельности могут быть обусловлены
изменениями каждого из этих компонентов, в том числе и нарушениями функции опосредования.
Известно, что в норме введение операции улучшает запоминание. Исследования, проведенные в 1934 г.
Г. В. Биренбаум, показали, что у ряда больных фактор опосредования, наоборот, становится помехой.
Ею экспериментально было доказано, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс
запоминания.
Эксперимент проводился при помощи метода пиктограммы, предложенного А. Р. Лурия,
который заключается в необходимости запомнить ряд слов и словосочетаний, используя в качестве
вспомогательного средства придуманные самими испытуемыми рисуночные изображения. В
исследовании принимали участие больные различных нозологических групп (больные эпилепсией,
шизофренией), а также здоровые испытуемые. Для выполнения задания необходимо увязать понятие,
|