Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 234 
Next page End  

идеальных представлений педагогов о детях и задачах их познавательной и досуговой деятельности.
Поэтому причиной гиперактивного расстройства с дефицитом внимания поначалу считали
недостаточную (ущербную) социализацию («педагогическую запущенность», «неразвитость морального
контроля», «волевую слабость») ребенка. Альтернативной концепцией возникновения ГРДВ стала
теория «минимальной мозговой дисфункции» (ММД), объясняющая проблемы поведения
незначительными повреждениями мозга. Теория минимальной мозговой дисфункции, возникшая в
сороковых годах XX в., в настоящее время подвергается сомнению, поскольку она может объяснить
лишь незначительный процент случаев возникновения ГРДВ /30/. Согласно современной
биопсихосоциальной модели болезни, ГРДВ возникает в результате сочетания нейрофизиологических и
социальных факторов развития ребенка. К нейрофизиологическим особенностям относится
нестандартная структура и размер лобно-базальной зоны мозга, отвечающей за внимание и
программирование реакций, а также пониженный метаболизм глюкозы в тех отделах мозга, которые
тормозят импульсы и контролируют внимание. Специфическая активность, вызываемая
нейрофизиологическими индивидуальными особенностями психики ребенка, проявляется в семейной и
школьной среде, в которой не ожидается такое проявление активности. Возникающие на этой почве
конфликты и повышенное внимание к «нестандартности» поведения ребенка усиливают остроту
проявления симптомов ГРДВ до болезненного уровня и провоцируют развитие сопутствующего
оппозиционно-вызывающего поведения.
Для гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания характерны следующие
особенности функционирования внимания:
направленность (избирательность) и концентрация (устойчивость) внимания не нарушены.
Поэтому помещение детей при выполнении учебных заданий в комнату, в которой, казалось бы, не на
что отвлекаться, не приводит к позитивным результатам — задания все равно не будут выполняться.
Дети с ГРДВ не более отвлекаемы посторонними стимулами, чем другие дети. Они чаще отвлекаются
только на очень яркие и привлекательные раздражители, а также чаще обращают внимание на
дополнительную информацию, содержащуюся в задании. Например, они могут обратить внимание не
на смысл задания — нарисовать что-то со строго определенными характеристиками, а на то, что
задание нужно выполнять карандашом;
значительных изменений объема и распределения внимания при ГРДВ также не отмечается:
дети с ГРДВ
могут вспомнить такой же объем информации, что и другие дети, легко переключаясь с
одного вида деятельности на другой;
главный дефицит внимания при ГРДВ
нарушение интенсивности (непрерывности)
внимания, т. е. его
истощаемость.
Когда ребенку с ГРДВ дают какое-либо неинтересное (с его точки
зрения) или повторяющееся задание, выполнение этой работы с течением времени ухудшается, даже
если ребенок хорошо мотивирован на ее выполнение или знает о необходимости выполнения задания
даже для самого себя. Но и в случае выполнения субъективно интересных заданий, если его выполнение
требует длительной концентрации внимания, ребенок с ГРДВ быстро теряет к ним интерес именно
вследствие повышенной истощаемости.
Особенности проявления гиперактивности при ГРДВ:
— гиперактивность усиливается в тех случаях, когда от ребенка требуют волевого торможения
двигательной активности (например, просят сидеть неподвижно, утихнуть и т. п.). Поэтому применение
к детям с ГРДВ жестких дисциплинарных мер на самом деле только провоцирует возникновение еще
более проблемного поведения.
Проявления импульсивности при ГРДВ могут принимать следующие формы:
познавательная импульсивность (поспешное, дезорганизованное мышление);
поведенческая импульсивность (действия без учета последствий, непосредственные реакции
на ситуацию).
Познавательная импульсивность может проявляться в том, что ребенок стремится быстро
прокомментировать или ответить на вопрос, даже не дослушав или не поняв его, выполнить задание, не
обращая внимания на существенные для его выполнения стороны (если задание сложное или
многозначное). Поведенческая импульсивность может проявляться в том, что ребенку трудно удержать
себя от искушений и соблазнов, связанных с субъективно сильными стимулами (желаниями), даже
Hosted by uCoz