важных социальных функций, она не признается болезненной. Так, боязнь собак, или пауков, или чужих
людей может быть вполне оправданной, однако, если такой страх мешает выполнению важных дел,
которые есть у любого подростка или взрослого человека, он превращается в расстройство. Если страх
оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь, то он является частью нормального
развития. В норме с возрастом страхов становится меньше и появляются они реже, только в наиболее
критических ситуациях. Уменьшение числа страхов связано с когнитивным развитием детей: научением
распознавать действительно опасные и мнимо опасные ситуации. Кроме того, наличие умеренных
страхов в раннем детском возрасте способствует развитию эмоциональности ребенка. Не случайно у
всех дошкольников имеется специфический «пугательный» фольклор (например, истории про «черную
руку» и т. п.).
Люди с тревожными расстройствами скорее не чаще беспокоятся по любому поводу, сколько
испытывают более интенсивные,
чем большинство окружающих, опасения или же имеют страхи, не
соответствующие нормативным представлениям о том, чего должны бояться люди определенного
возраста.
В отношении детской повышенной тревожности в обыденном сознании существует
неправильное мнение о том, что детские страхи исчезают сами собой по мере приобретения
нормального жизненного опыта. На самом деле многие дети, испытывающие повышенную тревогу, не
избавляются от своих проблем в подростковом и зрелом возрасте /30/.
Фобические и панические расстройства возникают в результате взаимодействия двух групп
факторов: нейробиологических и социальных. К нейробиологическим факторам относится
специфическая гиперактивность лимбической системы, вызванная изменениями в балансе биогенных
аминов: повышенное высвобождение организмом катехоламинов, высокий уровень метаболизма
норадреналина, повышение уровня серотонина, снижение уровня гамма-аминомасляной кислоты
(ГАМК), которая является нейромедиатором тормозных синапсов ЦНС. Эти специфически
биологические механизмы предрасположенности к формированию фобических и панических
расстройств реализуются в контексте специфических жизненных обстоятельств (частые стрессы,
авторитарный стиль воспитания в семье, эмоционально холодные детско-родительские отношения в
раннем детстве, жесткие морально-ценностные императивы, предъявляемые к человеку со стороны
окружения), при которых от человека требуется сверхбдительность в отношении враждебных стимулов
и развитие паттернов агрессии и защиты от воспринимаемого враждебным окружения. К сожалению,
социально-психологические факторы возникновения тревожных и панических расстройств в
клинической психологии изучены еще недостаточно.
Дети с тревожными расстройствами обладают нормальным интеллектом. У них отмечается
нарушение избирательности внимания «тревожная бдительность», связанная с повышенной
тенденцией классифицировать относительно нейтральные раздражители как потенциально опасные. На
когнитивном уровне у таких детей имеется тенденция к преувеличению степени опасности за счет
прицельного поиска доказательств возможной опасности (в норме люди стремятся преуменьшить
опасности и найти доказательства в пользу безопасности). Однако, скорее всего, психологические
изменения процессов внимания и мышления не являются причиной развития тревожных расстройств.
К группе фобических расстройств относятся следующие нарушения:
тревожное расстройство в связи с разлукой (только в детском возрасте);
расстройство вследствие сиблингового соперничества;
генерализованное тревожное расстройство;
агорафобия;
социофобии (социальная тревожность);
специфические (изолированные) фобии (животных, насекомых, высоты, уколов, экзаменов и
т. д.).
Тревога в связи с реальной или возможной разлукой с людьми, к которым привязаны дети,
является вполне нормальным явлением вплоть до 6-7-летнего возраста. Наоборот, отсутствие такого
страха свидетельствует о проблемности детско-родительских отношений и эмоциональной
неразвитости ребенка. Форму расстройства эта тревога приобретает, когда она выходит за пределы
статистической нормы по степени проявления или по возрасту проявления, мешая повседневным делам
|