врачом или педагогом душевных болезней. Однако в среде самих психиатров возникли серьезные
разногласия относительно методологической обоснованности самой психологической диагностики
психических болезней, вследствие чего роль экспериментально-психологических исследований в
клинической практике была сведена к минимуму /42/.
К началу XX в. общая психология также стала развиваться в рамках естественнонаучной
парадигмы, трактующей психику в качестве свойства высокоорганизованной материи. Смена
методологических оснований привела к развитию самостоятельных, а не связанных только лишь с
клиническими задачами экспериментальных исследований нарушений психики и поведения, в
результате чего появилась теоретическая возможность выделения клинической психологии в качестве
составной части психологической, а не психиатрической науки. Причем как отрасль психологической
науки такая клиническая психология переставала быть всего лишь вспомогательным инструментом
врача в психиатрической практике. В целях отграничения этой новой отрасли от узкоклинических
экспериментально-психологических исследований, а также из идеологических соображений для ее
обозначения в нашей стране долгое время использовался термин «патопсихология» /14/.
Трактовка термина «патопсихология» Б. В. Зейгарник несколько отличается от того, что
понимается под термином «патологическая психология» (abnormal psychology)
в зарубежной науке. В
англоязычных странах патологической психологией называют изучение психологическими методами
различных отклонений психической деятельности в клинических целях. По сути это понятие выступает
синонимом современной клинической психологии, а отчасти используется для обозначения
психологических теорий возникновения психических расстройств /21/. Как следует из англоязычного
энциклопедического руководства по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология
выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении
подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия
биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении /35/.
Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал
немецкий психиатр Г. Мюнстерберг, предложивший рассматривать психические нарушения как
ускорения или торможения нормальной психической деятельности /21/. По мнению Г. Мюнстерберга,
патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же
закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология
представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей
распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических
вопросов психологической науки. А это, в свою очередь, может принести практическую пользу не
только психиатрии, но и другим отраслям знания (в том числе педагогике), дополняя и развивая их
внутренние представления о причинах развития отклонений и путях их коррекции /14/.
Такое специфическое понимание патопсихологии в отечественной науке советского периода
породило противоречия во взглядах на цель, предмет, задачи и роль этой дисциплины. Ограниченность
предмета патопсихологии только областью психических нарушений не позволяла этой дисциплине
решать никакие другие прикладные задачи, кроме диагностических (в медицине или в педагогике).
Определение ее как раздела теоретической психологии не позволяло включать в предмет и задачи
патопсихологии многие клинические вопросы, такие, например, как использование психологических
методов воздействия в лечебных и коррекционных целях, исследование психологических факторов в
развитии болезней, роли и значения системы отношений, складывающейся между человеком с
расстроенной психикой и окружением, и т. д. Тем самым высокий уровень развития отечественной
патопсихологии наряду с идеологизацией науки в советский период долгое время не давал возможности
развития в нашей стране клинической психологии в современном смысле этого слова.
За пределами России становлению клинической психологии в качестве самостоятельной
психологической дисциплины также способствовали изменения в общей теории медицины,
произошедшие в первой половине XX в. Пастеровско-вирховская органическая парадигма объективных
патогенных факторов сменилась концепцией Г. Селье о роли адаптационно-защитных механизмов в
возникновении болезней, под влиянием которой было обращено внимание именно на возможную
этиологическую роль психологических факторов не только в психиатрии, но и в соматической
медицине. В школе З. Фрейда были вскрыты психогенные причины различных психических
|