необходимую помощь и поддержку.
Контрольные вопросы
1. Чем расстройство личности отличается от других изменений личности при нарушениях
психической деятельности?
2. В каком возрастном периоде можно говорить о развившемся расстройстве личности и почему?
3. Почему современная клиническая психология отказалась от понятия «психопатия»?
4. По каким критериям осуществляется классификация личностных расстройств?
5. Какие факторы способствуют развитию расстройств личности?
6. При каких условиях поведенческие реакции становятся патохарактерологическими?
7. Какие виды расстройств личности выделяются в современной клинической психологии?
Литература для дополнительного чтения
1. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. - М.: ГЭОТАР
МЕДИЦИНА, 1999.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
3. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.:
МЕДпресс, 1999.
4. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2003.
Цитируемая литература
1. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Издательство МГУ, 1986.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. 1977.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.
4. Шостакович Б. В. Расстройства личности психопатии в современных психиатрических
классификациях // Психиатрия и психофармакотерапия. Медиа медика. Том 2. ¹ 6. 2000.
5. Lefebre L. В. The psychology of Karl Jaspers // P. A. Schilpp (Ed.). The philosophy of Karl Jaspers. The
Library of Libing Philosophers. La Salle, IL: Open Court Publishing Co, 1957.
Раздел 7. Психосоматические расстройства
Предположение о существовании тесных связей между эмоциональными состояниями человека
и нарушениями физического (соматического) здоровья имеет давнюю историю. Идеи смерти или
развития тяжелых недугов по причине сильных эмоциональных потрясений встречаются во всех
культурах, начиная с древнейших времен. Сократ (469-399 гг. до н. э.) один из первых, по мнению
Диогена Лаэрция, европейских мыслителей, поставивший вопрос о влиянии образа жизни на здоровье,
считал влияние души определяющим фактором телесного благополучия:
«... все и хорошее и плохое порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из нее
все проистекает... Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы
и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали» /32/.
В античной медицине идея влияния души на физические процессы, протекающие в теле, была
одной из центральных. Хрестоматийным примером античных представлений стала концепция истерии
как следствия непроизвольного болезненного сокращения матки из-за неудовлетворенного сексуального
желания женщины. Однако уже во II в. н. э. причинная роль души в возникновении соматических
расстройств была поставлена под сомнение Клавдием Галеном (131-201), утверждавшим, что все
болезни, в том числе и душевные, скорее всего, проистекают из дисгармоничного сочетания четырех
жизненных соков: крови (sangvios), слизи (flegma), желтой желчи (hoyle) и черной желчи (melan hoyle). Т.
|