Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
102
особенно слушая музыку, она их не узнавала. На пластинке, которую она слушала в ходе
эксперимента, было, по ее словам, «невероятное число ошибок», и она удивлялась, как можно
было вообще сделать такую запись. Когда у этих двух субъектов под воздействием гипноза
развилась временная глухота, ассоциация цвета с восприятием чисел сохранялась.
Когда субъекту давали неприятное постгипнотическое задание или внушали амнезию
после окончания гипнотического сеанса, у него обычно появлялась головная боль. Примером
может служить случай со студентом медицинского колледжа, который, имея в прошлом опыт в
качестве испытуемого, добровольно вызвался помочь экспериментатору на учебном сеансе.
Никаких неожиданных проявлений не было до тех пор, пока он не получил внушение забыть
все гипнотические сеансы, включая и последний, и проснуться с твердым убеждением, что его
никогда не гипнотизировали и что, по всей вероятности, его нельзя загипнотизировать. Субъект
правильно выполнил свою задачу, но вскоре у него возникла сильнейшая головная боль,
которая прошла, когда ему разрешили восстановить память. Позже он объяснил, что ему очень
не нравится, когда ему внушают амнезию относительно его гипнотического поведения в
прошлом, и он чувствует, что именно это вызывает у него головную боль.
Как показал опыт, в тех случаях, когда нельзя легко вызвать гипнотическую амнезию,
внушение забыть какое-то неприятное событие или действие с добавлением слов: «хотя это и
вызовет у вас головную боль», часто позволяет вызвать у субъекта амнезию, которая ранее
была невозможна, без возникновения сопутствующей головной боли. Некоторые субъекты
реагируют на амнезию спонтанным возникновением головной боли; у других проявляется
локальная анестезия. У одного субъекта, которому дали команду забыть определенный опыт
транса, возникла анестезия рук. Это обнаружилось, когда женщина попыталась что-то написать.
Коррекция амнезии привела к исчезновению анестезии. Следует заметить, что анестезия руки
возникла только тогда, когда субъекту дали команду забыть отдельные события, и не
сопровождалась спонтанной общей амнезией.
У двух женщин в ходе эксперимента после внушения фобии к кошкам возникли
изменения в обонянии. Одна стала сверхчувствительной к неприятным запахам, а другая
чрезмерно интересовалась приятными запахами. И эти изменения обоняния продолжались до
тех пор, пока уровень внушенной фобии не снизился. Однако внушенная чувствительность
обоняния не приводила к фобическим реакциям.
У другого субъекта, которому внушили общую дезориентацию места и времени, развился
выраженный дефект речи, хотя в прошлом он никогда не страдал от заикания. Несколько
месяцев спустя, в другой обстановке он получил гипнотическое внушение о том, что
определенное событие, произошедшее только один раз, произошло в два различных дня, и он
должен был защищать это положение. У испытуемого снова появилось сильное заикание, и,
кроме того, он полностью дезориентировался относительно времени, места и не воспринимал
никого из присутствующих, кроме экспериментатора. В другом случае этого же субъекта
попросили забыть, что один из его друзей сидел на каком-то определенном стуле, и быть
уверенным в том, что тот занимал совершенно другое место. Сначала субъект ответил на это
внушение сильным заиканием, но вскоре оно исчезло, и вместо него появилась полная амнезия
и он не узнавал своего приятеля. Потом субъекту дали книгу и попросили читать вслух, а когда
он прочел отрывок, сказали, что он будет заикаться на следующих параграфах. Появление
заикания привело к восстановлению идентичности друга.
У нескольких взрослых субъектов, которым была внушена возрастная регрессия до уровня
раннего детского возраста, заметно изменилось двигательное поведение. Два таких испытуемых
в этом состоянии свободно и легко, без ошибок, писали с наклоном влево, хотя изменили
почерк уже пятнадцать и восемнадцать лет назад и давно писали с наклоном вправо. Другой
субъект, который обычно писал с наклоном влево, в состоянии возрастной регрессии писал с
правильным наклоном. Опрос показал, что изменение почерка у него произошло в период
полового созревания. Попытки в состоянии обычного транса и пробуждения закрепить
дублирование моделей письма раннего возраста привело только к их аппроксимации.
Вышеприведенные примеры показывают, что гипнотическая индукция нарушений в
любой выбранной модальности поведения вероятнее всего должна сопровождаться
нарушениями в других модальностях. Они во многом различны по своему характеру и их связи
|