Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
133
приписывала опыту раннего детства, когда наблюдала, как «ужасная» кошка поедала маленьких
хорошеньких птенцов дрозда. Мы знали, что она с удовольствием ласкала и баловала
лабораторных животных, белых мышей и морских свинок и часто ходила к ним, несмотря на
навязчивый страх, что она забудет запереть дверь в комнате, где содержатся животные.
Индукция каталепсии, левитации руки и внушение имени гипнотического двойника
Девушка (назовем ее мисс Дамон) добровольно вызвалась быть субъектом на некоторых
учебных гипнотических сеансах. Транс, индуцированный на первом сеансе, характеризовался
значительной амнезией, легкой левитацией руки и глубокой каталепсией; ей было дано
постгипнотическое внушение, что в состоянии транса ее имя будет мисс Браун.
Сохранение удивления перед левитацией и ужас перед каталепсией
На следующий день мисс Дамон сидела в кабинете исследователя, поглощенная
индукцией левитации руки и каталепсии путем самовнушения. Она наблюдала за этими
явлениями в течение небольшого отрезка времени, а потом дополнительными самовнушениями
заставляла их исчезать полностью. Этот опыт снова и снова повторялся в течение дня. Внушая
себе поднятие и опускание рук, она постоянно спрашивала: «Вы видите, как двигается моя
рука? Как вы это объясняете? Что происходит? У вас уже такое было? Какие психологические и
неврологические процессы здесь начинаются? Это не смешно? Это не кажется странным? Разве
это не интересно? Я просто восхищена этим!».
Она почти не обращала внимания на ответы и, казалось, не сознает ни того, что говорит
сама, ни того, что говорят ей.
При индукции левитации на ее лице появлялось выражение напряженного, оживленного
интереса и удовольствия, но, когда ее рука или обе руки достигали уровня плеча, ее отношение
к этому резко менялось. У нее появлялись явные признаки каталепсии. На лице возникало
выражение, которое можно охарактеризовать как «диссоциативное». По-видимому, она теряла
контакт с окружающими и не могла реагировать на словесные и тактильные, осязательные,
стимулы. Взгляд ее становился напряженным, испуганным, зрачки расширялись, она бледнела,
дыхание становилось глубоким, затрудненным и неровным, пульс медленным и
нерегулярным, все тело напрягалось и теряло подвижность. Вскоре эти проявления исчезали и
вновь сменялись выражением оживленного интереса; при этом девушка сразу же начинала
внушать себе опускание руки и исчезновение каталепсии.
В этот же день, но немного позже, ее спросили, почему она так заинтересовалась
каталепсией и левитацией, но она смогла дать лишь рациональный ответ, сказав, что ее интерес
основан на изучении психологии в колледже. Похоже, она не понимала, что здесь было
заключено гораздо большее.
На следующий день все повторилось. После подтверждения наблюдений предыдущего
дня ей предложили попробовать вызвать более сложные координированные движения. Она
сразу же заинтересовалась, и ей было сделано внушение взяться за автоматическую запись, на
что она охотно согласилась, сомневаясь только, что у нее что-нибудь получится.
Исследование острого приступа тревоги, возникшего в процессе автоматического письма
Удобно усадив девушку, чтобы полностью отвлечь от происходящего, ей дали команду
прочесть про себя статью о направлениях психологии и подготовить устное заключение к ней,
игнорируя все, что будет происходить и говориться рядом с ней.
Когда она погрузилась в чтение, ей была внушена левитация руки. Потом испытуемой
дали команду взять карандаш и написать причину ее интереса к левитации руки в каталепсии.
Эта последняя инструкция повторялась несколько раз, и вскоре девушка начала писать, не
|