Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
16
гипнозом и изучением пережитого ею в разных состояниях транса, в любой форме, которая
удовлетворит ее интеллектуальный интерес. Это постгипнотическое внушение предоставило
испытуемой возможность убедиться в независимой работе сознания и подсознания, в
существовании гипнотической амнезии и в проявлении постгипнотических поступков. Кроме
того, ей на самом глубоком уровне транса дали понять, что как личности ей ничто не грозит и
при индукции транса ее поведение важнее, чем действия врача, и что более простая форма
поведения может стать ступенью в развитии подобной, но более сложной формы поведения.
Результат всего этого оказался очень интересным. Два дня спустя испытуемая принесла
извинения за свой «глупый скептицизм» по отношению к гипнозу и за «беспардонное»
пренебрежение к работе автора. Она добавила, что очень довольна тем, что ей пришлось
извиниться. Спустя еще несколько дней она добровольно вызвалась участвовать в опытах,
уверяя, что теперь очень интересуется гипнозом и хотела бы принять участие в исследованиях.
В течение нескольких лет она была самой интересной испытуемой.
В этом случае, описанном так подробно, автор приводит многие соображения, которые, по
его убеждению, имеют первостепенное значение при индукции глубокого гипноза. То
обстоятельство, что между испытуемым на уровне его подсознания и врачом устанавливается
«тайное взаимопонимание», не раз способствовало индукции глубокого гипноза у людей,
которые без этой «маленькой тайны» оказывали агрессивное противодействие. Благодаря
установившемуся взаимопониманию они могли осознавать свое противодействие и выражать
его свободно и без опаски. В то же время у них было ощущение эффективного и надежного
сотрудничества. Полученное при этом удовольствие побуждало к продолжению и успешному
завершению эксперимента, а активное противодействие очень скоро пропадало, снималось или
разумно использовалось.
Короче говоря, как бы ни вел себя испытуемый, его поведение следует направить на
создание состояния транса. В описанном выше примере желание испытуемой, чтобы автор
потерпел неудачу, перешло в речедвигательную деятельность, которая постепенно дала
множество гипнотических переживаний. Эти переживания были прямо или косвенно вызваны
речедвигательными реакциями. Их увенчал успех, принесший удовольствие, как испытуемой,
так и врачу.
Если бы в этом случае мы попытались использовать директивные методы наведения
транса, то такая попытка закончилась бы неудачей. Наш успех был связан с тем, что целью
эксперимента было не доказать мастерство автора, а дать испытуемой ясное представление о
природе гипноза и о характере проводимых исследований.
Мы уделили достаточно много внимания общим принципам наведения глубокого транса.
Теперь дадим краткое описание некоторых частных методов гипноза, которые обычно приводят
к успеху. Из-за недостатка места многие детали приемов, которые в каждом отдельном случае
могут меняться, здесь опущены.
Метод путаницы
Этим методом пользуются для того, чтобы вызвать определенные гипнотические явления,
а также для индукции глубокого транса. Прибегать к нему лучше всего, когда имеешь дело с
высокообразованными людьми, проявляющими интерес к гипнозу, или с теми, кто выказывает
нежелание подвергнуться гипнозу, а на самом деле подсознательно очень этого хочет.
Суть метода заключается в том, что делается ряд противоречивых, взаимоисключающих,
разнонаправленных, отличающихся по форме внушений, требующих от испытуемого
постоянного переключения внимания. Если, например, испытуемому делают внушение поднять
руку, его выразительно просят поднять правую руку и не двигать левой. Когда врач, повторяя
внушение, просит поднять левую руку и не шевелить правой, испытуемый приходит к мысли,
что врач не следит за своими словами. Когда испытуемый окончательно убеждается в том, что
врач что-то путает, он, сам того не подозревая, начинает сотрудничать с ним. В этот момент
можно и вовсе запутать пациента, требуя, чтобы он, не двигая руками, в то же время одну
поднял, а другой давил вниз. После этого можно вернуться к первоначальному требованию.
|