Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
193
фигуры.
4. Ее неправильное понимание особенности размещения ее зубов как причины всех ее бед.
5. Ее искренность и взаимодействие при лечении, независимо от того, какими бы
странными ни были предложенные ей идеи.
6. Готовность, с которой она приняла на себя ответственность, реагируя на приятные
жизненные ситуации.
7. Тот очевидный факт, что теперь она признала свои личные достоинства.
8. Ее потребность пересмотреть цели своей жизни, о чем уже говорили в первой с ней
беседе.
9. Ее личная привлекательность, не только признанная ею, но и оцененная с мужской
точки зрения.
Она внимательно слушала. Когда беседа закончилась, она поблагодарила автора и ушла.
Спустя несколько месяцев автор по почте получил экземпляр местной газеты, в которой
было помещено объявление о ее помолвке, а через шесть месяцев последовали и свадьба
пациентки с тем молодым человеком. А еще через пятнадцать месяцев пришло письмо,
содержащее фотографию ее дома, объявление о рождении ее сына и газетная заметка,
сообщавшая о назначении ее мужа младшим компаньоном строительной фирмы. Никаких
дополнительных сведений о себе она не сообщала, но несколько пациентов по ее рекомендации
обратились к автору и говорили о ней с восхищением.
Лечение обоих этих пациенток было продиктовано предположением о том, что у них
существовала сильная нормальная тенденция к приспособлению, если представится такая
возможность. Так простой факт, что обе пациентки сконцентрировали свои жалобы на таком
пункте психосоматического характера, который при необходимости можно было изменить, дал
основание предположить, что длительное изучение личной жизни пациенток и глубокая
перестройка личности не обязательны.
Полученные терапевтические результаты показывают, что такой подход может оказаться
наиболее эффективным при обусловленных психосоматических реакциях. Если бы этот метод у
этих пациенток оказался неудачным, все же осталась бы возможность для более глубоких
психотерапевтических процедур.
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
«American journal of clinical hypnosis», 1958, No I, pp. 25-29.
Говоря о детской гипнотерапии, нужно сразу же задать себе вопрос, существует ли
различие между гипнотерапией детей маленького, среднего и старшего возраста, которых мы
все чаще встречаем у себя в кабинетах? Терапия любого рода должна идти параллельно с
физическим осмотром и начинаться с адаптации к пациенту, как к личности, имеющей
потребности, которую необходимо признать и определить. Любое лечение должно всегда идти
в соответствии с потребностями пациента, какими бы они ни были, а не основываться на
какой-то произвольной классификации.
Психологически ориентированные формы лечения, если их правильно использовать,
должны быть связаны со способностью пациента воспринимать и понимать. Детская
гипнотерапия это гипнотерапия, направленная на ребенка с полным осознанием того факта,
что ребенок это маленькая личность, которая рассматривает мир и события совершенно
отлично от взрослого, а его эмпирические понятия ограниченны и во многом отличаются от
понятий взрослого. Следовательно, тактика проводимой терапии должна быть другой.
Большое значение при использовании гипноза имеет тот факт, что в данном случае
ребенком, как растущим, развивающимся организмом, управляет постоянно присутствующая
мотивация к поиску более точного и глубокого понимания всего того, что находится вокруг
него, и что вокруг него происходит. Это одно из тех свойств, которое утрачивают взрослые, и
которое намного облегчает применение гипноза у пациентов любого возраста. Дети обладают
побудительной потребностью учиться, узнавать и открывать для себя новое. Каждый стимул
|