Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
195
воспринимать идеи и не предпринимать попыток принизить и сократить способности ребенка к
пониманию. Лучше предположить и завысить эти способности, чем оскорбить, намекнув на
недостаток понимания. Например, хирург, который сказал четырехлетней Кристи: «Ну, теперь
у тебя не болит, не так ли?» получил горький, презрительный ответ: «Ты глупый! Конечно,
болит, но я не обращаю внимания». Она хотела понимания и признания; не фальсификации, а
реальности, понятной для нее. Сказать ребенку:
«Теперь у тебя нисколько не будет болеть и никогда», означает накликать беду. У
ребенка свои собственные идеи и потребности, которые следует уважать, но ребенок охотно
воспринимает модификации своих идей, разумно представленные ему. Таким образом, сказать
ребенку: «Это и теперь может сильно болеть, но я думаю, что ты вполне можешь остановить
боль» означает разумную оценку реальности для ребенка и предполагает воспринимаемую
идею разумного и возможно ответственного участия в этом процессе.
Ребенка следует уважать как думающее, чувствующее создание, обладающее
способностью сформулировать идеи и понятия и способное интегрировать их в свое
собственное целостное эмпирическое понимание; но он должен делать это в соответствии с
реальными функционирующими процессами, которыми он владеет сам. Ни один взрослый не
может это сделать для него, и любой подход к ребенку должен учитывать этот факт.
Чтобы проиллюстрировать, как следует подходить к ребенку и использовать
гипнотические методы, можно привести пример из моей личной практики.
Трехлетний Роберт упал с лестницы, сильно разбил губу и выбил верхний зуб. У него
открылось сильное кровотечение, он громко кричал и плакал от боли и страха. Его мать и я
прибежали к нему на помощь. Одни взгляд на него, лежащего на земле, кричащего, с сильным
кровотечением из губы и рта и с кровью, разбрызганной по тротуару, подтвердил
необходимость срочной помощи, требующей энергичных и быстрых мер.
Не было предпринято ни одной попытки поднять его с земли. Вместо этого, когда он
сделал паузу, чтобы набрать воздуху для нового крика, автор сказал ему сочувственно,
быстро-быстро и громко: «Это ужасно больно, Роберт. Это ужасно больно».
Именно тогда уже, без всяких сомнений, мой сын понял, что я знаю, о чем говорю. Он мог
согласиться со мной и он знал, что я полностью согласен с ним. Следовательно, он с уважением
слушал меня, поскольку я показал, что полностью понимаю ситуацию. В детской гипнотерапии
нет более важной проблемы, чем говорить с пациентом так, чтобы он мог согласиться с вами и
уважать ваше разумное понимание ситуации в критериях его собственного понимания.
Потом я сказал Роберту: «И будет еще долго болеть».
В этом простом высказывании я дал название его страху, подтвердил его собственное
суждение о ситуации, продемонстрировал мое хорошее разумное восприятие всего дела и мое
полное согласие с ним, так как с этой минуты он уже мог только предвидеть длительные
страдания и боль.
Следующим этапом для него и для меня было заявление, когда он снова набрал воздуху
для крика: «А тебе хочется, чтобы боль прекратилась». Снова мы были в полном согласии, его
поняли и даже согласились с его желанием. А это было его желание, полностью исходившее от
него и составляющее непосредственную необходимость для него.
Определив таким образом ситуацию, я смог предложить тогда внушение с определенной
степенью определенности в его восприятии. Это внушение было следующим: «Может быть,
через некоторое время перестанет болеть, через минуту-две».
Это внушение полностью соответствовало его собственным потребностям и желаниям, и,
поскольку оно было квалифицировано словами «может быть, перестанет», оно не вступало в
противоречие с его собственным пониманием ситуации. Таким образом, он смог принять эту
идею и начать реагировать на нее.
Когда он сделал это, был выполнен переход к другому важному пункту, важному для
него, как страдающей личности, и важному по общему психологическому значению всего
происшествия переход, который сам по себе был важен, как первая мера для изменения
ситуации.
Очень часто при гипнотерапии или при использовании гипноза существует тенденция
преувеличивать очевидное и вновь подтверждать без всякой необходимости уже принятое
|