Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
203
Выбери себе одного учителя из своей школы, которого ты не любишь больше всего, и
проделывай с ним же самое. Вот тогда, я надеюсь, ты будешь действительно агрессивной".
После некоторых заключительных замечаний автор отпустил девушку домой и пригласил
ее родителей.
Он напомнил им об их обещании, и сказал о том, что если они твердо сдержат свое
обещание, то сосание пальца у девушки скоро прекратится, приблизительно в течение месяца.
Оба родителя подтвердили свое согласие на полное сотрудничество.
По пути домой девушка не сосала свой палец, была молчалива всю поездку. Родители
были так довольны, что позвонили по телефону, чтобы выразить свою благодарность.
В тот же вечер, к ужасу своих родителей, девушка подчинилась данным ей инструкциям,
о чем они сообщили автору по телефону на следующий день. Им напомнили об их общении и
обещании автора относительно будущего девушки.
Целых десять вечеров девушка честно выполняла все инструкции.
Потом ее это начало раздражать. Она начала укорачивать время, потом она начала
опаздывать и раньше заканчивать, затем пропустила несколько раз и, наконец, окончательно
забыла.
Менее чем через четыре месяца девушка перестала сосать пальцы сначала дома, а потом и
повсюду. Она стала сильнее интересоваться жизнью своего класса в школе. Она стала лучше
приспособляться к жизни во всех отношениях.
Автор встретился с этой девушкой год спустя. Она узнала его, смотрела на него молча
несколько минут, а потом заметила: «Я не знаю, нравитесь вы мне или нет, но я очень
благодарна вам».
Одним из основных принципов при индукции гипноза является обращение с пациентом
как с личностью с учетом его индивидуальных особенностей. Очень часто делаются попытки
приспособить пациента к принятому формальному методу внушения, а не согласовывать этот
метод с пациентом в соответствии с фактической ситуацией его личности. При любой такой
адаптации возникает настоятельная необходимость принимать и использовать эти
психологические состояния, понятия и позиции, которые привносит сам пациент.
Игнорирование этих факторов в пользу какой-то ритуальной процедуры очень часто
задерживает, ограничивает и даже предотвращает положительные результаты. Восприятие и
использование этих факторов, с другой стороны, способствует более быстрой индукции транса,
возникновению более глубоких состояний транса, более легкому восприятию терапии и более
легкому обращению с общей терапевтической ситуацией. .
Другим важным принципом является необходимость того, чтобы избегать многократного
повторения очевидного. Как только пациент и терапевт ясно, четко поймут, что нужно сделать,
следует ждать возникновения только усталости от дальнейших повторений. Необходимо
сначала определить, что пациент ожидает и чего хочет, что нужно сделать, а потом ждать
адекватных реакций пациента. Именно такой подход позволяет значительно быстрее и легче
достичь необходимых результатов, чем многократное повторение команды для определенных
реакций. Эта простота инструкций с адекватными результатами четко показана во втором
случае.
Короче говоря, каждый из вышеприведенных случаев явился иллюстрацией
использования поведения и потребностей пациента как натуралистического способа индукции
гипнотического транса и гипнотерапии. Была предпринята попытка показать, что адаптация
гипнотических методов к пациенту и его потребностям, а не наоборот, легко и быстро приводит
к получению нужных терапевтических результатов.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
J
. " Family Process ", 1962, No I , pp . 294-303.
Реальность, надежность и определение границ и ограничений представляют собой важные
принципы в росте сознания и понимания в детстве. Для ребенка 8 лет вопрос о том, что
|