Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
215
Энн съедала с отвращением, а в это время Джейн весело болтала на любую тему, пришедшую
ей в голову, включая и вопрос об абсолютном приказе автора, что Энн всегда должна съедать
все, что находится в ее тарелке. Затем Джейн с покаянным видом извинялась за то, что не
сказала Энн принять душ перед завтраком и, весело болтая, почти силой отводила Энн в
ванную комнату и следила за тем, чтобы Энн приняла душ, полностью игнорируя ее попытки
показать жестами, что она уже принимала душ, что пол в душевой и полотенца сырые и т. д.
Джейн, не обращая внимания, весело болтала на тему здоровья. Чувство юмора Джейн и
энергия, с которой она следовала инструкциям автора, были чрезвычайно полезны, и Джейн
легко использовала свою собственную изобретательность, выполняя пожелания автора.
На следующем сеансе Энн пыталась связаться с автором, написав записку левой рукой и,
поэтому, очень неразборчивым почерком, и вручила ее автору, который попытался прочесть ее,
не смог и отдал ее Джейн, чтобы та прочла ее. Пожимание плечами и беспомощные взгляды
собеседников заставили Энн сказать: «поверните». Подчиняясь, автор и Джейн повернулись
лицом к Энн, снова пожимая в недоумении плечами. Энн расплакалась и с трудом произнесла:
«Переверните бумагу».
Автор сделал это, и они с Джейн прочли: «Не может ли она отвести меня куда-нибудь
пообедать?» Это было написано медленно, с трудом.
Автор сразу же согласился, а Энн, не колеблясь, не заикаясь, спросила: «А на завтрак и
ленч тоже?» Согласие было дано, и Энн выглядела счастливой и торжествующей. Джейн
фактически наслаждалась, расстраивая Энн при каждом принятии пищи, подавая Энн вместо
банана морковь, в то время, как сама с удовольствием ела банан. Все чаще и чаще за едой,
время от времени Энн удавалось произнести названия блюд, которые бы она хотела съесть, и за
это Джейн ее вознаграждала, как бы не обращая особого внимания на это, что всегда вставляла
в свою речь незначительные ошибки, что) особенно раздражало Энн. Так она предложила
подарок для старшего из детей Энн, хотя день рождения был у самого младшего. (Между
прочим, Энн за время болезни очень похудела, но понемногу начала поправляться, подчиняясь
приказу есть дочиста со своей тарелки.)
Просьба поехать куда-нибудь пообедать вызвала новые поводы для расстройства Энн, так
как за рулем сидела Джейн. Прошло немного времени, прежде чем у Энн возникла
необходимость начать произносить слово «правый», что означало «поверни направо», заранее
за один квартал от поворота, и ей удалось произнести это слово точно на перекрестке, иначе бы
Джейн повернула в неверном направлении или продолжала бы ехать прямо.
Меню в ресторане послужило еще одним источником наставлений и расстройства. Так как
Энн не могла читать, то Джейн заказывала блюда, которые, как она хорошо знала, Энн не
переносит, а ведь автор всегда спрашивал, съедает ли она все на своей тарелке.
Энн попыталась показать официантке в меню то, что она хотела заказать, но Джейн
остановила ее, сказав официантке: «Приказ врача», – и взяла меню в свои руки. Тогда Энн
начала указывать пункты в меню, но если она не называла их вслух, Джейн заказывала другое.
Это заставило Энн указывать и называть то, что ей хочется, и она получила кое-что из этого. Ее
способность читать вскоре достигла точки, когда смогла прочесть весь пункт из меню, но
произнести полностью ей не всегда удавалось. Так Джейн заказывала картофельный салат,
когда Энн показывала на «жареный картофель», но произносила только «картофель». Вскоре
Энн смогла произнести «бифштекс мне умеренный», чтобы ей не заказывали что-нибудь
другое.
Почти в самом начале автор научил Энн и Джейн детскому стихотворению «Гороховая
каша горяча, гороховая каша холодна» и приказал, читая вслух, делать движения рукой и ногой
в такт стихотворения. Этой игрой они занимались регулярно десять-двадцать раз в день.
Сначала Джейн произносила стихотворение медленно, а потом увеличивала скорость. Это
проделывалось в различное время дня, иногда посередине обеда, иногда даже в ванной во время
принятия душа. Постепенно Джейн начала не вовремя делать движения, что заставляло Энн,
которая раздраженно делала такие замечания: «нет», «нет, нет», «вот так, вот так» или «нет, вот
так», поправлять ее. Не комментируя и не споря, Джейн исправлялась, но делала позже другие
ошибки. Кроме того, Джейн начала читать стихотворение в различных темпах. Это также
вызвало дополнительное раздражение у Энн, которая вскоре начала с трудом произносить
Hosted by uCoz