Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
236
несогласия или киваем головой в знак одобрения. Это легко можно делать с помощью
указательного пальца и руки. Теперь мне бы хотелось задать вопрос вашему подсознательному
разуму, на который можно ответить простым да и нет. Вопрос таков, что на него может
ответить только ваш подсознательный разум. Ни ваш, ни мой сознательный разум, ни даже мой
подсознательный разум не знают на него ответа. Только ваш подсознательный разум знает,
какой ответ может быть передан, и ему придется подумать, прежде чем дать ответ да или
нет. Это может быть кивок головой, поднимание указательного пальца, допустим, правого
указательного пальца вместо ответа да, а левого указательного пальца вместо ответа нет,
так как это привычно для человека, у которого главной рукой является правая рука, и наоборот,
если человек левша. Может подняться правая рука или может подняться левая рука. Но
только ваш подсознательный разум знает, каким будет ответ, когда я спрошу да или нет. Но
даже ваш подсознательный разум не будет знать, когда будет задан вопрос, ответит ли он
движением головы или движением пальца, и ваш подсознательный ум будет думать над этим
вопросом и решать после того, как сформирует свой собственный ответ, как он на него
ответит». (Все это объяснение состоит главным образом из целой серии внушений, типа
«придется подумать» и «решить». При этом ответное идеосенсорное поведение пациента
совпадает с неизбежными проявлениями идеомоторных реакций, хотя здесь прямо о них не
упоминается. Здесь только намек на них, а намекам сопротивляться трудно).
«Следовательно, в этой трудной ситуации, в которой мы оказались (это определяет своего
рода родственность между пациентом и врачом), нам нужно сесть и ждать (поведение
соучастия), когда ваше подсознательное мышление обдумает вопрос, сформулирует свой ответ
и решит, как ему ответить: движением головой, рукой или пальцем». (Это вторая серия
внушений и инструкций под маской объяснения. Кажется, что пациента не просят ничего
делать, но, фактически, ему прямо приказывают быть пассивным и позволить появиться
идеомоторной реакции на подсознательном уровне, указывая на то, что ответ может случиться
в любой форме, что является еще одним определенным совпадающим результатом умственных
процессов. Во всей этой процедуре используются подразумеваемые или косвенные внушения
того, что сознательное мышление не будет осознавать деятельности подсознательного, в
сущности, того, что у пациента возникает состояние транса.)
«Другими словами, я задам вопрос, на который ответ может дать только ваш
подсознательный разум, и относительно которого ваш сознательный разум только
догадывается, если вообще сможет: у него может быть только мнение, может быть, ошибочное,
может быть, правильное, но только мнение, а не ответ». (Это, незаметно для пациента,
уменьшает значение его сознательного мышления и является еще одним внушением состояния
транса.)
«Прежде чем я задам этот вопрос, мне бы хотелось предположить две возможности: 1)
ваш сознательный ум может захотеть ответить на вопрос; 2) ваш подсознательный ум может не
захотеть, чтобы вы знали этот ответ. Мне кажется, и я думаю, что вы согласитесь со мной, что
вы обратились за помощью к врачу по причинам, которые лежат вне сферы вашего
сознательного разума, следовательно, я думаю, что мы должны приблизиться к тому вопросу, с
которым я собираюсь обратиться к вашему подсознательному разуму за ответом. Таким
образом ваши собственные глубокие подсознательные желания держат ответ вместе с вашим
сознательным разумом и будут в равной степени защищены и учтены. По-моему, это очень
справедливый и выполнимый путь решения чьих-то проблем». (Именно это пациент и знает и
хочет от других, но совершенно не сознает, что этого честного и справедливого отношения он
хочет и от самого себя.)
"Теперь, чтобы удовлетворить ваши потребности, я собираюсь задать вам вопрос, на
который нужно ответить «да» или «нет» и быть готовым получить удовольствие от того, что
ваш подсознательный разум ответил. (Это неузнаваемое авторитетное внушение с заранее
сделанным заключением.) И, отвечая на него, пусть ваш подсознательный разум либо разделит
ответ с сознательным разумом, либо будет противостоять этому; в общем, пусть будет так, как
сочтет за наилучшее ваш подсознательный разум. Основным, конечно, является не соучастие
или противостояние, а сам ответ. Дело в том, что любое соучастие или противостояние
относятся непосредственно только к настоящему моменту, так как успехи в лечении, которые
|