Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
28
Если дело слишком затягивается, можно сделать дополнительное внушение: «Одна из
ваших рук поднимется. Постарайтесь заметить малейшее ее движение, постарайтесь
почувствовать это и увидеть; ощущение того, что рука поднимается, очень приятно. Ведь это
дает вам возможность узнать, как действует ваше подсознание».
Независимо от того, какая рука поднимается, одновременно с этим наступает состояние
транса, часто в сомнамбулической стадии. Поскольку обычно у испытуемых наблюдается
тенденция сразу же проснуться, то желательно без проверки незамедлительно приступить к
работе. Удержать испытуемого в состоянии транса лучше всего простым и разумным
замечанием:
«Очень приятно обнаружить, что ваше подсознание общается таким путем с сознанием.
Подсознательно вы можете еще многому научиться. Вот вы выяснили, например, в
подсознании, что способны входить в состояние транса и делаете это замечательно, теперь вы
можете подсознательно познать много различных явлений гипноза. Вас, например,
интересует…» И тут можно перейти к тому, что подсказывает гипнотическая ситуация.
Прием построен на использовании интереса испытуемого к его собственному
бессознательному поведению. Создается «да-» или «нет-ситуация», причем действия должны
быть обусловлены этим уровнем мышления и являться открытым бессознательным
сообщением. Такого рода двигательная информация – важнейшая составная часть
гипнотического транса. Другими словами, для того чтобы найти ответ на заданный вопрос,
испытуемый должен погрузиться в состояние транса. Опытные испытуемые поняли это сразу,
едва познакомились с этим методом. «Как интересно! Что бы ни ответил, а сначала засни!».
У непредубежденных испытуемых глубокий интерес проявился с самого начала.
Пациенты, у которых отмечалось внутреннее противодействие гипнозу, испытывали
определенные трудности: не сразу схватывали предварительные объяснения, переспрашивали
по несколько раз, что им делать, и торопились поднять руку, делая это произвольно.
Испытуемые, оказывающие противодействие гипнозу таким образом, стремятся проснуться при
первой же попытке проверить состояние транса или начать работу. Большинство из них,
однако, тут же возвращаются в транс, если им сказать: «Ответив бессознательно на вопрос, вы
снова можете легко и быстро погрузиться в транс, просто продолжая наблюдать, как
непроизвольно вы подносите руку к лицу. Рука ваша поднимается, глаза закрываются, и вы
засыпаете». Почти у всех испытуемых вновь возникает гипнотическое состояние.
Применяя этот метод, врач готов к любому повороту, ведет себя легко и непринужденно, а
вся ответственность за любое развитие событий ложится на испытуемого.
При индукции транса можно воспользоваться также растерянностью больного, его
недоумением или сомнениями. Для иллюстрации такого подхода приведем два случая. Обе
больные имеют университетское образование, одной под сорок лет, другой за сорок.
Случай 7. Одна пациентка сильно сомневалась, действует ли на нее гипноз, и колебалась,
стоит ли ей к нему прибегать, но, как она объяснила, отчаяние и нужда в медицинской помощи
заставили ее обратиться к психотерапевту в слабой надежде, что он ей поможет. Другая
сказала, что, по ее мнению, гипноз и физиологический сон идентичны и что она, по всей
вероятности, не сможет впасть в транс, если у нее сначала развивается физиологический сон,
что, как она объяснила, исключает лечение. Однако она чувствует, что гипноз для нее
единственное (хотя и сомнительное) средство лечения при условии, что психотерапевту удастся
предотвратить у нее физиологический сон. Но она абсолютно не верит в то, что это возможно.
Попытки разумного объяснения ни к чему не привели, а только вызвали у обеих
пациенток еще большее беспокойство и напряженность. Поэтому было решено сыграть на их
заблуждении.
Метод, к которому мы прибегли с учетом особенностей каждой из пациенток, был в
сущности один и тот же. Каждой сказали, что ее погрузят в глубокий гипноз. От женщин
требовалось, чтобы, погружаясь в транс, они определяли, исследовали и оценивали каждый
внешний предмет, его надежность и подлинность, а также любое субъективное переживание.
Поступая таким образом, каждая была вынуждена осудить или отвергнуть все, что казалось ей
сомнительным и в чем она не была уверена. Для одной упор делался, прежде всего, на
субъективных ощущениях и реакциях, а замечания об окружающих предметах вставлялись
Hosted by uCoz