Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
32
гипнозу не прибегали, лечение пошло быстрыми темпами.
Этот метод применяется, как правило, в отношении тех пациентов, которые полностью
хотят быть уверены в профессиональной способности и компетентности психотерапевта. Он
обладает тем преимуществом, что позволяет создать эту уверенность у пациента демонстрацией
одного какого-нибудь гипнотического переживания. Долгие доказательства компетентности
могут вызвать лишь подозрение и недоверие.
Этот метод является всего лишь модификацией более простых и элементарных приемов,
которые не без успеха применяются для преодоления сомнений и сопротивления при индукции
транса, в частности таких, как складывание рук и раскачивание тела. Его преимущество
заключается в том, что он позволяет быстро вызвать состояние глубокого гипноза, легко
преодолев сопротивление пациента гипнозу и лечению.
Случай 10. Еще один метод овладения поведением был показан во время лекции,
прочитанной в группе студентов-медиков. В начале лекции один студент начал задирать автора.
Он назвал гипноз жульничеством, автора – шарлатаном и заявил, что любая демонстрация
гипноза с участием его товарищей-студентов будет заранее подготовленным надувательством и
обманом публики. Поскольку он не прекращал своих громких и злых реплик, пришлось
принять к нему исправительные меры. Лекция поэтому была прервана, а автор вступил в
резкую перепалку с задирой.
Требуя от задиры, чтобы тот замолчал, автор строил свои реплики так, чтобы, наоборот,
вызвать у него возражение словом или жестом. Автор говорил студенту, что тот не посмеет
снова заговорить, не осмелится встать, не осмелится еще раз обвинить автора в жульничестве,
что не наберется храбрости выйти в проход между рядами или подойти к кафедре и стать перед
аудиторией; что он будет выполнять все требования автора; что он должен сесть, что он должен
вернуться на свое место; что он боится автора; что он не рискует подвергнуться гипнозу; что он
просто назойливый и крикливый трус; что он должен сесть в заднем ряду аудитории; что он
должен выйти из аудитории; что он не осмелится спуститься сюда и взойти на помост; что он
боится обменяться дружеским рукопожатием с автором; что он не решится замолчать; что он
боится пройти к одному из стульев на помосте, поставленных для добровольцев; что он боится
оказаться лицом к лицу с аудиторией и улыбнуться ей; что он не решается смотреть на автора и
слушать его; что он не может сидеть на одном стуле; что ему придется держать руки сзади, а не
на бедрах; что он не решится испытать, что такое поднятие руки; что он боится закрыть глаза;
что ему надо остаться в бодрствующем состоянии; что он боится погрузиться в транс; что ему
нужно убежать с помоста; что он не может остаться и погрузиться в транс; что он не может
вызвать в себе состояние легкого транса; что он не решится погрузиться в состояние глубокого
транса и т. д., и т. п.
На каждую реплику студент быстро возражал словом или жестом, но в конце концов, все
же замолчал. Но как только возражения его стали ограничиваться жестами, и в той форме, в
какой этого желал автор, не составляло большого труда погрузить его в сомнамбулическое
состояние транса. И на нем автор продемонстрировал перед студентами явления гипноза.
В следующий уик-энд он разыскал автора, признался ему, что страшно несчастлив, что
его не любят, и попросил психотерапевтического лечения. Исцеление наступило у него с
феноменальной скоростью.
Этот метод, целиком или частично, не раз применялся в различных модификациях,
особенно в тех случаях, когда приходилось иметь дело с дерзкими противодействующими
пациентами, в частности, с «неисправимыми» малолетними преступниками. Сущность его
заключается в том, что он позволяет использовать противоречия пациента. Такой подход дает
пациенту возможность успешно достичь взаимоисключающих целей, сохранив при этом
чувство, что его поведение неожиданно для него самого, но правильно. Нельзя недооценивать
эту необходимость идти навстречу желаниям пациента, в какой бы форме они ни проявлялись.
Иногда приходится прибегнуть к методу, в котором овладение поведением пациента
комбинируется с отвлечением внимания и активным участием его в действии. Это видно из
следующего примера.
Случай 11. Семилетний Аллан упал на острые бутылочные осколки и сильно
располосовал ногу. Он прибежал на кухню, громко плача от страха и боли, и кричал: «Кровь
Hosted by uCoz