Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
35
прием снова модифицировали, добавив реплику: «И все будет хорошо, все хорошо, все
хорошо». И затем, ночь за ночью, когда у ребенка начинался непроизвольный кошмар, мы
прибегали к этому общему методу. Вслед за выкриками и репликами мальчика автор
произносил свои реплики, постепенно видоизменяя их, пока они не приняли вид: «Вот едет
грузовик. Это очень плохо, он тебя сшибет. И ты поедешь в больницу. Но все будет хорошо,
потому что ты вернешься домой. И ты поправишься. И на улице ты теперь всегда будешь
замечать все машины, все грузовики и будешь уступать им дорогу».
По мере того как реплики автора постепенно менялись, характер и острота кошмарных
видений Роберта спадали, и он, по-видимому, просыпался и спросонья слушал, что ему говорят.
Лечение длилось один месяц. В последние три ночи беспокойство малыша проявлялось
лишь в том, что он разок просыпался, словно для того, чтобы убедиться в присутствии автора.
С тех пор и поныне, а ему уже четырнадцать лет, он спит нормально, и кошмары ни разу к нему
не возвращались.
Следующий метод овладения поведением основан на том, что в нем исходят из якобы
нелогичных и не имеющих к делу соображений и пренебрегают явными и имеющими прямое
отношение к делу вещами или недооценивают их.
Случай 14. Пациентка в возрасте семидесяти лет, родилась в деревне. Ее родители, не
верившие в женское образование, не разрешили ей в детстве посещать школу. В возрасте
четырнадцати лет она вышла замуж за шестнадцатилетнего парня, все образование которого
сводилось к тому, что он умел расписаться на чеке и знал счет. Молодая женщина была в
восторге от образованности мужа и хотела, чтобы он и ее обучил всему, что знает. Но мечты ее
не осуществились. Первые шесть лет у нее были заняты хлопотами по хозяйству и
беременностями.
Она научилась прекрасно считать, но только в уме. Ей никак не удавалось научиться
писать цифры. Не научилась она и расписываться.
Когда ей исполнилось двадцать лет, она решила сдать комнату с пансионом сельскому
учителю, который взамен за пониженную плату обучит ее письму и чтению.
В течение последующих пятидесяти лет она заключала такой договор со школой и
выполняла его. Каждый учитель охотно начинал с ней заниматься, но, один раньше, другой
после долгих попыток, отказывался от этой невыполнимой задачи. Население поселка росло,
учителей становилось больше, и многие годы у нее жили и столовались четыре учителя сразу.
Но никому из них, несмотря на все их усилия и искреннее желание с ее стороны, не удавалось
научить женщину читать. Ее дети закончили начальную, потом среднюю школу, университет.
Они тоже пытались научить ее чтению, но тщетно.
Каждый раз, когда с ней начинали занятие, она неизменно вела себя как насмерть
перепуганный маленький ребенок, или начинала бешено суетиться, чтобы угодить учителю, и
заниматься с ней в таком состоянии было невозможно.
Нельзя сказать, что Ма (так ее называли знакомые) была глупа. Она обладала прекрасной
памятью, критично и здраво судила обо всем, хорошо умела слушать и была достаточно
осведомлена о разных вещах. На людей посторонних, несмотря на жуткую свою
безграмотность, она производила впечатление человека, получившего университетское
образование.
Когда автор с ней познакомился, она с мужем несколько лет была на пенсии. На пансионе
у нее в то время жило три учителя. Эти трое совместными усилиями в течение нескольких
месяцев пытались научить женщину элементарному чтению и письму, но, в конце концов, были
вынуждены отказаться от своей затеи. Они сказали: «Всегда происходит одно и то же. Она
приступает к уроку полная энтузиазма и надежды, и вы чувствуете то же самое. Но через
минуту можете клясться, что говорите с ней на иностранном языке, потому что она не понимает
ни слова. Что бы вы ни говорили или ни делали, она сидит и смотрит на вас перепуганными
глазами и очень старается понять что-нибудь из той бессмыслицы, которую вы, по всей
видимости, несете. Мы испробовали все. Мы советовались со своими друзьями, которые тоже с
ней занимались. Она похожа на страшно перепуганную девочку, но она не испугана, она просто
отключается. Она очень умна, и трудно поверить, что она так бездарна к обучению».
Сама женщина дала такое объяснение: «Мои сыновья, которые выучились на инженеров,
|