Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
59
но вместо этого непоследовательность, не вызванная данными обстоятельствами и
представленная как серьезное реальное сообщение (несмотря на его противоречие с
реальностью), не позволяли человеку дать какой-то вразумительный ответ. Во втором примере
Джордж и автор выполняли задание, разделив материал и аппаратуру, и в то время, как Джордж
знал, что собирается делать он, и не знал, что собирается делать его приятель, тот выразительно
произнес фразу, понятную саму по себе, но не дающую возможности дать соответствующий
ответ. Потом, как само собой разумеющееся, он взял часть материала и аппаратуру, а Джордж,
сдерживаемый неуместным замечанием, автоматически последовал его примеру, и они просто
принялись за работу в своей обычной молчаливой манере. К тому времени, когда Джордж уже
вытеснил из головы это неуместное замечание, было слишком поздно, чтобы он мог сказать:
«Ты делаешь это, а я то».
4. Итак, здесь имеет место конструирование ситуации, способной вызвать определенные
реакции, для чего в ситуацию вводится неуместное замечание, которое само по себе
представляет собой вразумительное сообщение. Таким образом, другой человек лишается
возможности дать естественный ответ на первоначальную ситуацию. Это приводит к
замешательству, путанице и глубокой потребности сделать что-то, без критического подхода и
упорядоченности. В первом случае человек просто беспомощно уставился на автора; во втором
примере Джордж пассивно последовал его примеру. В действительности в психологии
действий их обоих не было существенного различия. Оба они не смогли найти естественный
ответ.
5. Короче говоря, если в какую-то ситуацию, вызывающую простые естественные
реакции, непосредственно перед ответом ввести случайное неуместное замечание, возникает
путаница и препятствие для естественного ответа. Это неуместное замечание вполне
вразумительно само по себе, но имеет целью лишь прервать первоначальную ситуацию,
вызывающую естественную реакцию. У человека появляется потребность ответить на
первоначальную ситуацию, а непосредственное препятствие в виде кажущегося
вразумительного сообщения приводит к возникновению потребности что-то сделать. Вполне
вероятно, что эта повышенная потребность представляет собой сумму потребности ответить на
первоначальный стимул и потребности понять необъяснимое, кажущееся многозначительным
неуместное замечание. Когда эту процедуру продолжают в целях гипноза, у испытуемого часто
возникают непереносимые состояния замешательства, путаницы и непреодолимая, все
возрастающая потребность дать какой-то ответ, реакцию, чтобы снять растущее напряжение.
Поэтому он с готовностью хватается за первое четко выраженное, понятное сообщение, за
предложенную ему связь.
Эти размышления привели автора к экспериментам с группами людей и отдельными
лицами, в ходе которых использовались необычные, неуместные, непоследовательные
замечания. Оказалось, что работа с отдельными испытуемыми более эффективна, так как во
время работы с группой варианты индивидуального поведения могут серьезно помешать
проведению опыта, хотя и не делают его невозможным.
Сначала метод путаницы использовался для возрастной регрессии и только потом был
принят на вооружение для выявления других гипнотических феноменов.
Вот основные этапы первоначальной процедуры.
1. Упомянуть какой-то обычный факт, этап повседневной жизни, например, принятие
пищи.
2. Соотнести этот этап как действительный факт или его вероятность для испытуемого на
сегодняшний день в настоящем.
3. Упомянуть его как абсолютную вероятность в будущем, определив какой-то один
определенный (лучше всего текущий) день.
4. Высказать замечание о его вероятном возникновении в тот же самый день на прошлой
неделе.
5. Сделать замечание об обыденности дня, который предшествовал названному дню на
прошлой неделе, подчеркнув, что такой день часть настоящей недели, даже если это
произойдет на будущей неделе.
6. Добавить, что сегодняшний день произошел на прошлой неделе, даже в прошлом
|