Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
65
квадрат оставались на своих местах. Казалось, доктор Г. не понял, что мисс К. постоянно
меняла кресла.
На следующий день мисс К. попросили описать свои воспоминания о вчерашней
экспериментальной процедуре. У нее быстро возник произвольный транс, и она оставалась в
бездействии. Ей дали команду вспомнить этот сеанс и сделали постгипнотическое внушение,
чтобы она отпечатала на машинке свои воспоминания. Будучи в состоянии транса, женщина
объяснила: «Я была настолько занята наблюдением за доктором Г. и вами и запоминанием всех
этих здесь и там, что вряд ли смогу что-нибудь вспомнить. Я просто сконцентрировалась на
словах здесь и там, которые произносились с разной интонацией и в разных сочетаниях, и
почувствовала: то, что говорилось мне, и то, что говорилось доктору Г., произносилось с
различной интонацией в вашем голосе. Когда вы впервые произнесли за одним исключением,
а потом сказали мне, чтобы я спокойно села в кресло и сидела там беспрерывно, беспрерывно,
беспрерывно с той же интонацией, три раза подряд, я знала, что вы одно говорите доктору Г., а
что-то другое мне, и стала следить за интонацией, так как знала, что вы имеете в виду что-то
особое».
В состоянии бодрствования мисс К. легко отпечатала заметки автора и доктора Г., но явно
впадала в состояние транса, когда ей приходилось вставлять в скобках различные примечания,
как в записях автора, так и в записях доктора Г., произвольно пробуждаясь и продолжая
печатать, не замечая, очевидно, вставок. (Много позже автору пришла мысль об искажении
времени и его вероятной связи с произвольными трансами мисс К. и вставками в скобках.
Вполне вероятно, что она вновь переживала в искаженном времени события предыдущего дня,
несмотря на сделанные в трансе утверждения, что она не в состоянии что-либо вспомнить).
Мисс К. заметила неудачу доктора Г. при попытках вести запись, его отметки в виде букв
Х и О, взгляды на меловой круг и на меловой квадрат и его явное замешательство, когда он
возбужденно заявил, что она сидит в кресле А, хотя она в этот момент находилась в кресле В.
Она отметила его замешательство в связи с появлением и исчезновением отметок Х и О, а
также заметила его нистагм (мисс Ф., которая не могла этого заметить, обратила внимание на
то, что доктор Г. размахивает руками, словно хочет сохранить равновесие. Это заметила и мисс
К.).
Она также заметила, что автору трудно было делать записи из-за его напряженной
концентрации на своей задаче, и правильно интерпретировала его указания на Х и О.
Отчет и запись мисс Ф. были вполне понятны, но доктор Г., несмотря на многократные
попытки, не смог их прочесть, так как у него при чтении отчета тут же появились
головокружение, тошнота и головная боль. Когда доктор Г. читал свою запись вместе со
вставками в скобках, сделанными мисс К., у него возникли неожиданные и неполные
воспоминания, например: «Правильно, она сменила кресло, только я не видел, как она это
сделала», и «она поставила ногу на букву X, вот почему та исчезла». Однако вспомнить весь
опыт целиком он не мог. После этого сеанса доктор Г. работал с больными шизофренией, у
которых возникала измененная пространственная ориентация, и говорил, что их утверждения
стали для них более понятными. Он также выражал большое сочувствие некоторым пациентам,
которые жаловались на свои страдания в связи с изменившейся пространственной ориентацией.
Можно добавить, что он не хотел, чтобы его гипнотизировали, но неоднократно спрашивал,
был ли он загипнотизирован в тот раз. Автору казалось, что лучше дать уклончивый ответ, и
каждый раз доктор Г. принимал такой ответ с удовольствием и готовностью. Вполне понятно,
что его очень устраивала такая неопределенность.
Впоследствии опыт, полученный в эксперименте с доктором Г., был использован в работе
с тремя другими испытуемыми, имевшими докторскую степень в области клинической
психологии. Первый из них, мистер П. из Принстонского университета, питал личную
неприязнь к автору, но был честным экспериментатором и не позволял личным чувствам
вмешиваться в его работу. Он был склонен недолюбливать многих людей, но мы искренне
сотрудничали с ним в экспериментальной работе.
Вторым субъектом была мисс С. из Смит-колледжа, которая очень интересовалась
гипнозом, но почему-то никогда не хотела быть загипнотизированной; причину такого
сопротивления она не могла объяснить даже самой себе. Она наблюдала, как другие впадали в
|