Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
70
слабость в левой руке, когда пыталась взять ею карандаш, а «холодное пятно» все еще
оставалось на прежнем месте и было источником ее почти ребяческой гордости. Клинически
эту пациентку можно считать терапевтической удачей. Можно было бы сделать и еще кое-что,
но она была вполне удовлетворена результатом. Например, следовало бы упомянуть о ее
необычайной неаккуратности в ведении домашнего хозяйства и о постоянных опозданиях;
например, она могла на два часа позже приехать на день рождения приятельницы, которая
несколько раз напоминала ей о нем по телефону, чтобы предотвратить ее опоздание и не
заставлять ждать других гостей. Тем не менее ее любили или, по крайней мере, относились к
ней вполне терпимо, и ее правая рука нормально функционировала.
Еще более тщательно был разработан метод путаницы для мужчины, который несомненно
обладал более высоким интеллектом, был намного сообразительнее и представлял собой более
трудную проблему. Он работал в страховой фирме, и при внушении слова «страхование,
гарантия, страховать, гарантировать, убеждать, переубеждать» перемешивались со словами
«писать, правый и левый». К тому же случайно оказалось, что у него есть родственник по
фамилии Райт, который мог ездить на велосипеде прямо, но вечно поворачивал направо, когда
надо было повернуть налево. Но даже такая сложная игра слов, быстрое и запутывающее
чередование грамматических времен и частое использование различных эпизодов из жизни
пациента, не помогли осуществить перенос неспособности писать с его правой руки на левую.
Однако в состоянии транса пациента удалось заставить примириться с невозможностью писать
правой рукой, отказаться от усилий преодолеть это и согласиться на новую должность, которая
не требует умения писать и от которой он постоянно отказывался: «Я собираюсь покончить с
этим раз и навсегда». Этот случай также можно считать терапевтическим успехом, хотя через
несколько лет пациент снова нашел автора и попросил еще об одной попытке лечения, но автор
отказал ему, пообещав вернуться к этой проблеме позже.
Вначале метод путаницы, с применением дезориентации во времени, описанный в данной
статье и впервые разработанный автором, предлагал относительно простое средство для
создания путаницы и достижения с его помощью возрастной регрессии. Однако тщательное
исследование этого метода вскоре выявило и другие возможные варианты и способы его
применения. В соответствии с этим была разработана целая серия процедур, сначала в форме
схем, которые затем были заполнены деталями, позволяющими создавать отдельное состояние
транса со специфическими и с изолированными явлениями.
Особый интерес представляет реакция как экспериментальных, так и клинических
субъектов. Что касается последних, то они, по причине терапевтической мотивации,
утрачивают сопротивляемость, и при работе с ними можно использовать более простые
методы. Иногда, хотя сопротивляемость и остается, они даже не возражают против повторения
метода путаницы в той или иной форме.
У экспериментальных субъектов можно наблюдать самые различные реакции, иногда
совершенно неожиданные и интригующие. Например, мисс К., знакомая со многими
вариантами метода путаницы, которые были использованы на ней, всегда охотно реагировала
на один и тот же вариант, иногда с некоторыми изменениями. Мисс Ф., тоже охотно
реагировавшая на тот или другой вариант метода путаницы, сама не впадала в транс.
Как показал опыт, чтобы научиться индуцировать состояние транса, лучше всего
оказаться сначала самому испытать гипноз и таким образом «почувствовать» его.
Интересен также тот факт, что субъекты, охотно и несколько раз подряд реагировавшие
на метод путаницы, вполне могут впасть транс, просто прослушав запись сеанса с другим
субъектом, в ходе которого использовался метод путаницы. Однако мисс К. и мисс Ф. были
исключительно компетентными секретарями и могли прослушать внушение по методу
путаницы, сделанное им, и позже слово за словом записывать это же внушение, использованное
еще на ком-то, не впадая при этом в транс. Очевидно, наличие у них заостренных карандашей и
поставленной перед ними задачи являлось препятствием для любой гипнотической реакции.
Кроме того, при необходимости они могли стенографировать и в состоянии транса. Когда при
помощи метода путаницы у них индуцировали состояние транса, а потом заставляли их в этом
состоянии делать записи о применении этого же метода (с небольшими изменениями) на ком-то
другом, это нимало не влияло ни на их состояние транса, ни на способность записывать.
|