отказаться от этого мира из-за своего убеждения. Он углубляется в себя, чтобы найти истинный смысл
жизни, и затем точно обнаруживает свою общность со всей жизнью и Вселенной. Или, наконец, это то,
чего он постоянно старается достигнуть, потому что жизнь не позволяет полностью уйти из мира,
который поддерживает ее, и только смерть составляет исключение. Ни мистик, ни какое-либо другое
живое существо не могут полностью превысить границы своего телесного существования.
В существующем состоянии противодействия механистической философии культуры нас легко
ввести в заблуждение, что мистицизм является ответом. И в самом деле, очень много людей обратилось
к мистицизму, чтобы освободить свое сознание от мертвой хватки механистического представления
жизни. Я не думаю, что это путь наверх. И не потому, что мистики ошибались, в их позиции есть некая
правда. Но тогда и механицизм не является ошибкой, потому что показывает, что в ряде ситуаций (в
закрытых системах, где все варианты можно контролировать или устанавливать) закон причины и
следствия работает. Однако жизнь является не закрытой, а открытой системой; варианты, влияющие на
поведение человека, нельзя предугадать или проконтролировать, поэтому закон о причинной
обусловленности нельзя применить полностью. В то же время механицизм присутствует в жизни так
же, как и динамизм, и если я вонзаю нож в ваше сердце, то вы определенно умрете, потому что,
повреждая сердце, я нарушаю его способность выполнять механическую функцию перекачивания крови.
Если ни одна из позиций не является неправильной, тогда обе правы только частично, и мы
должны видеть, что целая правда заключается в том, насколько каждая позиция подходит к ситуации.
Позвольте мне остановиться на этом аспекте. Существует объективная ценность механистической
позиции. В мире предметов или вещей, особенно материальных, закон причины и следствия кажется
применимым. Мистик может претендовать на субъективную ценность, потому что он описывает
духовный мир, где предметы не существуют. Но существуют оба мира. Ни один не отрицает другого, и
нормальный человек находится в соприкосновении с обоими, ощущая себя как субъектом, так и
объектом. Я не думаю, что это чисто человеческое; высшие животные организмы, похоже, также
функционируют в двух мирах, но то что действительно уникально для человека, так это его осознание
полярности двух позиций. Также только для человека характерна способность разделения единства
внутреннего и внешнего, как, например, он в конце концов расщепил атом, создав объективную угрозу
атомной бомбы, что является подтверждением субъективного, разрушающего мир ужаса
шизофренической личности.
Простая диаграмма может показать эти отношения более ясно, чем слова. Мы представим
организм человека как круг с центром или ядром. Импульсы, возникающие в центре, или ядре, в виде
энергии, пульсируют наружу, как волны к периферии круга, когда организм взаимодействует с
окружающим. В это же время стимулы из внешнего мира приходят в столкновение с организмом,
который реагирует на некоторые из них (рис. 44).
[Надписи (слева - направо): Центр, Импульс, Стимул.]
Рис. 44
Этот рисунок напоминает одноклеточный организм, заключенный в специальную
полупроницаемую мембрану, представленную на рисунке кругом. Человеческий организм начинает
жить как одна клетка, и хотя эта клетка астрономически множится и создает целого человека, последний
в своей энергетической целостности сохраняет функциональную идентичность с одной клеткой, из
которой он произошел. Живая мембрана окружает каждый организм, создавая его индивидуальность,
отгораживая от мира. Но мембрана не является стеной; она избирательно проницаема и допускает
обмен зарядом между человеком и миром.
|