истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую человек пережил в
раннем детстве и которая в последующие годы была полностью вытеснена и забыта. Вытеснение и
последующие превращения вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни.
Несмотря на то что концепция вытеснения и превращения в то время была уже установившимся
принципом психоаналитической теории, процесс, посредством которого вытесненная идея
превращалась в физический симптом, не был понятен. Недостатком психоаналитической теории, по
Райху, было неверное понимание фактора времени. «Почему, - спрашивал Райх, - симптом развивается
именно в это время, а не раньше или позже?». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что
происходило в жизни пациента на протяжении этого промежутка времени. Как он справлялся со
своими сексуальными чувствами в этот период? Райх верил, что при вытеснении первоначальной
причины травмы происходило подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало
предрасположенность к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему
сексуальному инциденту. Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с характерной позой,
которая сопровождала их, составляло истинный невроз; симптом сам по себе был только его внешним
проявлением. Обсуждение этого элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило
фактор «целесообразности», «выгоды» в проблему невроза. Термин «выгода» относится к силам, которые
являются предрасполагающими для развития невротических симптомов.
Я был потрясен ясностью изложения Райха. Прочитав большое количество книг Фрейда, я в
основном был знаком с психоаналитическим мышлением, но не помнил, чтобы этот фактор обсуждался.
Я чувствовал, что Райх показывал мне новый путь восприятия человеческих проблем, и сразу же
заинтересовался этим. Полный смысл нового подхода стал понятен мне только постепенно, по мере
того как Райх развивал свои идеи во время курса. Я обнаружил, что фактор целесообразности был
важным ключом к пониманию личности, так как он соотносился с тем, как человек расходует свою
сексуальную энергию или свою энергию в целом. Сколько у человека энергии и сколько энергии он
высвобождает во время сексуальной активности? Энергетическая или сексуальная структура имеет
отношение к балансу, который поддерживается между накоплением энергии и ее разрядкой или между
сексуальным возбуждением и спадом напряжения. Симптомы истерической конверсии начинают
развиваться только тогда, когда нарушается структура или баланс. Мышечный панцирь, или хроническое
мышечное напряжение, служит для поддержания этой сбалансированной структуры, связывая энергию,
которая не может быть высвобождена.
Мой интерес к Райху возрос, когда он продолжил развертывать свой образ мыслей и взглядов.
Разница между структурами здоровой сексуальной и невротической не была вопросом баланса. В то
время Райх говорил о сексуальной структуре больше, чем об энергии; однако он считал эти термины
синонимами. Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою энергию
мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение. У здорового человека нет
ограничений, и его энергия не блокирована, в мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального
удовольствия и любого другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует на
высоком уровне. Низкий уровень организации энергии характерен для большинства людей и является
причиной склонности к депрессии, что можно считать всеобщим свойством нашей культуры.
Несмотря на то, что Райх излагал свои идеи ясно и логично, первую половину курса я оставался
слегка скептически настроенным. Как я уже понял, такое отношение типично для меня. Ему я обязан
способностью обдумывать вещи сам для себя. Мой скептицизм по отношению к Райху основывался на
его несомненном чрезмерном преувеличении роли секса в эмоциональных проблемах. Секс не является
полным ответом, думал я. В дальнейшем, я даже не заметил как, этот скептицизм внезапно пропал. Во
время оставшегося курса я чувствовал полнейшую убежденность в обоснованности позиции Райха.
Причина этой перемены стала ясна мне два года спустя, после того как я сам некоторое время
проходил терапию у Райха. Случилось так, что я не закончил чтение книги Фрейда «Три очерка по
теории сексуальности», указанной Райхом в списке литературы для курса. Я дошел до половины второго
очерка, озаглавленного «Детская сексуальность», и перестал читать. Затем я обнаружил, что этот очерк
затрагивал мое бессознательное беспокойство по поводу моей собственной детской сексуальности; и
несмотря на то что я был не подготовлен столкнуться лицом к лицу с моим беспокойством, я не смог
больше поддерживать мой скептицизм в отношении важности сексуальности.
|