Эта концепция страха не нарушает наш предыдущий взгляд. Обещание удовольствия пробуждает
исходящий из организма импульс, который направлен на достижение источника удовольствия, но
угроза боли создает состояние страха, а тем самым вынуждает организм заглушить этот импульс. Работы
И. П. Павлова по условным рефлексам у собак ясно продемонстрировали, как может возникать страх в
одной и той же ситуации при сочетании болезненных и приятных стимулов. Эксперимент Павлова был
очень прост. Сначала он после сигнала колокольчика давал собаке пищу. Очень скоро только звон
колокольчика мог вызывать у собаки возбуждение и выделение слюны, предвосхищая удовольствие от
пищи. Когда этот рефлекс установился, Павлов изменил ситуацию, давая собаке электрический разряд
каждый раз, когда звонил колокольчик. Звон колокольчика стал сочетаться в уме собаки с обещанием
пищи и угрозой боли. Собака находилась в безвыходном положении, желая подбежать к пище, но боясь
сделать это, чем и была приведена в состояние сильного беспокойства.
Этот пример приведения в безвыходное состояние смешанными сигналами показывает
возникновение страха, лежащего в основе всех невротических и психотических расстройств. Ситуации,
которые приводят к запутыванию, происходят в детстве между родителями и детьми. Младенцы и дети
смотрят на своих родителей как на источник удовольствия и тянутся к ним. Это нормальный
биологический образец поведения, потому что родители могут дать еду, контакт и чувствительную
стимуляцию, в которых нуждаются младенцы и дети. И до тех пор, пока он не встречается с
разочарованием и не страдает от лишений, младенец является одним целым - одной душой. Но это не
соответствует нашей культуре, где потеря эмоционального контакта и крушение надежд широко
распространены и где процесс становления взрослыми часто сопровождается наказаниями и угрозой. К
несчастью, родители являются не только источником удовольствия: они быстро начинают
ассоциироваться в уме ребенка с возможностью боли. На мой взгляд, у многих детей из-за
возникающего страха можно наблюдать нетерпеливость и гиперактивность. Рано или поздно
воздвигаются защиты для того, чтобы уменьшить страх, но эти защиты также уменьшают жизнь и
умственные способности организма.
Эта последовательность: поиски удовольствия > лишение, крушение надежд или наказание >
страх > защита - является схематичным объяснением всех личностных проблем. Чтобы понять
каждый случай, нужно знать конкретные ситуации, которые вызвали страх и защиты, воздвигнутые для
того, чтобы бороться с этим. Другим важным фактором является время, потому что, чем раньше
возникает страх, тем больше он распространяется и тем серьезнее становятся защиты, выстроенные
против него. Характер и интенсивность угрожающей боли играют важную роль в определении
занимаемой позиции.
Большинство людей в нашем обществе создают защиты против стремления добиться
удовольствия, потому что оно было причиной сильного страха в прошлом. Защита не полностью
блокирует все импульсы, направленные на достижение удовольствия. Если бы так случилось, то это
могло бы закончиться смертью человека. В конечном итоге, смерть -это полная защита против страха.
Но так как любая защита есть ограничение жизни, то она тоже является частичной смертью. Защиты
пропускают определенные импульсы в определенных ограниченных ситуациях и до определенной
степени. Но, как я уже упомянул, разные люди имеют разные защиты, которые могут быть
сгруппированы по различным типам.
В биоэнергетике различные типы защит относятся к группе под рубрикой «структуры характера».
Характер определяется как фиксированный паттерн поведения, типичный способ, которым человек
справляется со своим стремлением к удовольствию. Это структурировано в теле в форме хронического и
обычно бессознательного мышечного напряжения, блокирующего или ограничивающего импульсы
достижения. Характер также является психической позицией, которая поддерживается системой
отрицаний, рационализации и проекций и поставлена в зависимость от идеального эго, утверждающего
свою ценность. Функциональное соответствие характера и структуры тела или мышечной позы является
ключом в пониманию личности, потому что дает нам возможность читать характер по телу и объяснять
позу тела по психическому образу и vice versa [наоборот (лат.), - прим.].
Мы, биоэнергетические терапевты, не подходим к пациенту как к характерному типу. Мы
рассматриваем его как уникальный индивидуум, чье стремление к удовольствию борется со страхом,
против которого он установил определенные типичные защиты. Определение структуры его характера
|