поддержку и тепло. Сейчас трудно представить, какой большой шаг сделал Райх в 1943 г.
Использование физического надавливания способствовало прорыву чувств и соответственно
возвращению воспоминаний. Также оно служило ускорению терапевтического процесса: ускорению,
необходимому тогда, когда терапевтические сеансы уменьшаются до одного в неделю. К тому времени
Райх достиг большого мастерства в чтении тела и знании того, как применять надавливание, снимающее
мышечное напряжение и обеспечивающее течение ощущений через тело, которое он называл потоком.
К 1947 г. Райх добился того, что некоторые пациенты достигали рефлекса оргазма за шесть месяцев.
Чтобы оценить этот успех, нужно сравнить его с тем фактом, что я проходил терапию у Райха в течение
трех лет и сессии были 3 раза в неделю, до того как у меня установился рефлекс оргазма.
Нужно подчеркнуть, что рефлекс оргазма не является половым контактом, и поэтому нет разрядки
сексуального возбуждения. Это значит, что путь открыт для подобной разрядки, если податливость или
уступчивость могут быть перенесены в сексуальную ситуацию. Но этот перенос не обязательно
происходит. Две ситуации - сексуальная и терапевтическая - различны: первая более сильно заряжена
эмоционально и энергетически. К тому же в терапевтической ситуации у человека есть возможность
терапевтической поддержки, которая в случае с таким человеком как Райх (с очень сильной личностью),
может быть мощным фактором. Однако при отсутствии рефлекса оргазма маловероятно, что человек
позволит появиться непроизвольным движениям таза в разгаре полового акта. Эти движения являются
основой полного оргастического ответа. Мы должны помнить, что, по теории Райха в сексе существует
оргастический ответ, а не рефлекс оргазма и это является критерием эмоционального здоровья.
Тем не менее рефлекс оргазма имеет некоторое положительное влияние на личность. Даже когда
он происходит в поддерживающей атмосфере терапевтической ситуации, он переживается как
оживляющий и освобождающий. Человек ощущает его так, как будто освободился от запретов. В то же
время он чувствует себя связанным и неразрывным со своим телом и через тело - со своим окружением.
У него появляется чувство удовлетворения и внутреннего мира. Он приобретает знание, что жизни его
тела присуще свое непроизвольное выражение. Я могу говорить об этой реакции как на основании
своего личного опыта, так и со слов пациентов которых я лечил на протяжении многих лет.
К сожалению, эти прекрасные чувства не всегда выдерживают стрессы повседневной жизни в
современной культуре. Темп, давление и философия нашего времени прямо противоположны жизни.
Очень часто рефлекс сам по себе может быть потерян, если пациент не научился управлять жизненными
стрессами, не прибегая к невротическому образу поведения. Такое случилось с двумя пациентами Райха,
которых он лечил в то время. Спустя несколько месяцев после несомненно успешного завершения
терапии они обратились ко мне с просьбой о дополнительной терапии, так как не были способны
удержать то, чего достигли с Райхом. Тогда я обнаружил, что не может быть короткого пути к
эмоциональному здоровью и что постоянное прорабатывайте проблем было единственным способом
достижения оптимального функционирования. Однако я все еще был убежден, что сексуальность была
ключом для разрешения невротических проблем индивидуума.
Легко критиковать Райха за его акцентирование важности сексуальности, но я не буду делать
этого. Сексуальность была и есть ключом, применимым ко всем эмоциональным проблемам, но
расстройства в сексуальной функции могут быть поняты только при работе в рамках целой личности, с
одной стороны, и социальных условий жизни, с другой. По прошествии лет я с трудом пришел к
заключению, что не существует единого ключа, который откроет тайну человеческого состояния. Мое
затруднение основывалось на глубоком желании верить, что ответ существует. Теперь я рассуждаю с
точки зрения полярностей с их неизбежными конфликтами и временными решениями. Взгляд человека,
который видит секс как единственный ключ к душе личности, слишком узок, но игнорировать роль
сексуального побуждения в формировании индивидуальности личности - это значит не уважать одну из
самых важных сил в природе.
В одной из своих ранних формулировок, предшествующих концепции инстинкта смерти, Фрейд
постулировал антитезис между инстинктами эго и сексуальным инстинктом. Первое добивается
сохранения индивидуальности, последний нацелен на сохранение вида. Это создает конфликт между
индивидуумом и обществом, который, как мы знаем, характерен для нашей культуры. Другой конфликт,
имеющийся в этом антитезисе, это конфликт между стремлением к власти (влечение эго) и стремлением
к удовольствиям (сексуальное влечение). Чрезмерное значение власти в нашей культуре
|