Psych. 3 Jahrg. S. 97) приводит несколько примеров, где болезни у детей,
развившись психическим путем, исправлялись затем путем простого внушения.
Но я приведу здесь лишь еще один случай, бывший под моим наблюдением.
Девочка около 12 лет, бегая по комнатам во время игры, случайно наткнулась
одной стороной живота на угол рояля. Самый ушиб не имел бы, вероятно,
последствий вследствие его незначительности, если бы не испуг ребенка, и
оханье и аханье над ним взрослых. В результате девочка заболевает параличом
нижних конечностей с контрактурой, от которых она освободилась лишь
спустя несколько месяцев путем простого внушения в гипнозе о возможности
ходьбы.
Не менее убедительным доказательством детской внушаемости является
развитие половых извращений. Хотя многими признавалось и признается, что
половые извращения являются результатом неблагоприятной наследственности
и прирожденных уклонений, но несомненно, что кроме условий
невропатической наследственности большинство из них обусловливается,
главным образом, детской впечатлительностью, приводящей к тому, что
однажды пережитые впечатления, почему-либо сопровождавшиеся
эротическим возбуждением, сохраняются в виде прочной ассоциации
наподобие сочетательного рефлекса, благодаря чему иногда на всю жизнь
упрочивается связь двух явлений данного внешнего впечатления и
эротического возбуждения в такой мере, что каждый раз вместе с
возникновением того же впечатления наступает и эротическое возбуждение, с
повторением же этого возбуждения при необычных условиях нарушается и
даже утрачивается возможность нормальной половой функции.
Можно было бы привести из своей практики множество эксквизитных случаев
этого рода, но полагаю, что в этом нет большой надобности, ибо вопрос и так
представляется ясным.
Вряд ли нужно здесь входить в подробности того, чем обусловливается вообще
детская впечатлительность и поразительная детская внушаемость. Достаточно
сказать, что основой ее, как надо думать, являются, с одной стороны,
недостаточно развитые задерживающие механизмы в центрах и с другой
недостаточная опытность, отсутствие прочно сложившегося мировоззрения, а
также слабо развитая критическая способность детей, благодаря чему они
легко принимают на веру то, что взрослые встречают с критикой рассудка. В
помощь этому служит также привычное признание авторитетности за
старшими, действия и слова которых обычно и служат предметом детской
подражательности и внушения.
Застуживает внимания также недостаток активного внимания у детей,
способствующий повышенной их впечатлительности и внушаемости. Как
пример, иллюстрирующий недостаток активного внимания у детей, можно
привести следующее указание Plecher'а. При входе в школу, который должны
были проходить все мальчики, находилась черная доска, на которой каждый
день можно было читать метеорологические указания насчет состояния
температуры и определения времени и направления ветра. При неожиданном
опросе учеников 13-14-летнего возраста оказалось, что ни один из них не знал
о содержании надписи.
Все вышеизложенное не оставляет сомнения в том, как велико вообще
значение внушения в психической жизни ребенка, какое влияние оно оказывает
вообще на детей и к каким последствиям оно может приводить в известных
случаях.
|