Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 146 
Next page End  

Не подлежит вообще сомнению, что уже в обыкновенных условиях воспитания
психическое воздействие в форме внушения и примера, возбуждающего
подражание, играет видную роль.
Наше воспитание вообще основывается в значительной мере на внушении и
вызывании подражания как неизбежных способах воздействия родителей и
вообще старших лиц на детей и подростков.
Ребенок всегда склонен воспринимать более при посредстве прямого
перенимания и безотчетного подражания, нежели путем осмысленного
усвоения. Вот почему и на применение внушения к воспитанию следует
смотреть как на один из воспитательных приемов, предназначенных наряду с
другими способами для вкоренения тех или других положительных сторон
личности и исправления недостатков ребенка, привившихся у нему путем
дурных условий и по другим причинам. Особенно важную роль внушение
играет при воспитании в возрасте первого детства.
Но нельзя сомневаться в том, что внушение в широком смысле представляет
собою важный фактор и в школьном воспитании. В этом отношении уже
Grosser признавал, что внушение в воспитании играет полезную роль, хотя к
образованию будто бы оно, по его мнению, не применимо ни при каких
условиях. Против последнего положения, однако, Рlесher, не без основания,
возражает, говоря, что в школе образование и воспитание неразделимы.
Вследствие этого и в образовании роль внушения не может быть вполне
исключаема.
В этом отношении должно принимать во внимание, с одной стороны, влияние
школьной среды на обучающихся, с другой стороны, имеет значение и влияние
массы лиц на отдельного воспитанника.
Ввиду этого целесообразное воспитание требует прежде всего устранения
всего, что путем внушения может вредить ребенку, и поддерживать все то, что
может ему быть полезным.
В этом отношении должно быть обращено особое внимание на обстановку, на
окружающих лиц, на самого воспитателя и на способ преподавания.
Вряд ли нужно доказывать, что та обстановка, в которой ребенок живет,
отражается на психическом складе его в гораздо большей степени, нежели на
взрослых. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что он видит, все, что он
слышит, и потому-то Р¸скин прав, проповедуя создание эстетической
обстановки в детских, которая должна быть обязательна и в школе. Нечего
говорить, что придется еще много человечеству поработать над тем, чтобы не
только обставить детскую изящными картинами, но и дать соответствующие
возрасту ребенка рассказы с изящными рисунками, а также дать ему подбор
художественных игрушек.
Но эта эстетическая обстановка, выполняемая с помощью детской живописи,
нуждается в естественном дополнении, в подборе подходящих для детей
музыкальных пьес и песенок, которыми должен услаждаться слух ребенка с
первых дней его жизни. Такие инструменты, как цимбалы и аристон, уже
всегда были в обиходе детских, но этого мало, необходимо, чтобы все лучшее в
музыкальных произведениях, что соответствует детскому слуху и что может
облагораживать душу ребенка, было ему предоставлено, тем более, что слух у
детей вообще развивается очень рано. Особенно полезны в этом отношении
специальный набор песен, а также некоторые из других музыкальных
произведений; но, по моему мнению, решительно не подходят здесь романсы,
возбуждающие не соответственно возрасту чувственность в ребенке.
Hosted by uCoz