авторитетом родителей.
Личность учителя для детей обыкновенно оказываетболь-ше влияния, нежели
родители, которых дети знают не только с хороших, но и со слабых сторон,
тогда как слабые стороны учителя для них остаются скрытыми или
малоизвестными. По Plecher'у, три главных условия внушения: подражание,
утверждение и повторение действуют в личности учителя. Дитя принимает
слова учителя в большинстве случаев за безусловную истину. Если же они
будут достаточно часто повторяться, то не может быть больше для него
никакого сомнения. Самая личность учителя обнаруживает влияние, особенно
в истории, Библии, в рассказах и чтении. В этих случаях настроение учителя
часто непосредственно передается ученикам.
На этом пункте мы сталкиваемся с вопросом о роли внушения в самом
преподавании. Нет надобности говорить, как много зависит внушающий
элемент в преподавании от самого учителя, от его авторитетности, умения
влиять на учеников и своим примером и способом изложения. Но без
сомнения, известная роль принадлежит и самой методе преподавания.
Прежде всего остановимся на отрицательных сторонах преподавания,
нарушающих благоприятные условия непосредственного воздействия на
учеников в школе.
Само собой разумеется, что из системы преподавания должно быть прежде
всего устранено все то, что угнетает впечатлительность ребенка и не дает ему
правильно воспринимать преподаваемое. Такими угнетающими моментами в
преподавании является страх. Вот почему строгость учителя, переходящая
границы, никогда не может быть полезным педагогическим условием.
Равным образом нельзя не признать в этом отношении существенный вред
экзаменационной системы в низших и средних школах. Экзамен, в особенности
в условиях той обстановки, как он обыкновенно производится, не может не
сопровождаться сильной эмоцией, которая у огромного большинства детей
переходит в состояние страха, и одна мысль о возможном провале на многих
уже действует парализующим образом, и они пасуют на экзамене, тогда как на
те же вопросы они могут дать вполне соответствующие ответы несколько
времени спустя при нормальных условиях.
Рlесhег, подробно разбирая вопрос об экзаменах с этой стороны, между
прочим, задал непосредственно после испытаний сочинение на тему: «Наши
школьные испытания», причем все ученики, кроме одного, писали о том
страхе, который они испытывали и который нарушал возможность с их
стороны правильного исполнения задач.
О других неблагоприятных сторонах экзаменационной системы здесь не место
распространяться. В этом отношении периодическая проверка знаний в
течение года, как лишенная необычных условий, связанных с экзаменами,
имеет несомненное преимущество пред экзаменационной.
Далее, в отношении преподавателя следует иметь в виду, что
общеупотребительная форма преподавания, вопросная, является возбудителем
бодрости у детей, но имеет и дурные стороны, что зависит от формы вопросов.
Последние в известных случаях могут быть так направляемы, что скорее
ослабляют бодрость учеников. Лучшим средством против этого может быть
только ограничение, развитие и усиление демонстрационного преподавания.
Далее, ожидание является одним из условий, содействующих внушению, и
необходимо, чтобы каждый учитель принимал этот фактор во внимание.
Ожидание может быть полезным, если учитель предварительно подготавливает
|