или других взглядов.
Lowenfeld между прочим настаивает на различии в определениях самого
процесса внушения (suggeriren) от результата его, известного под названием
собственно внушения (suggestion). Само собою разумеется, что это два
различные процесса, которые не должны быть смешиваемы друг с другом. Но,
по нашему убеждению, только такое определение и может быть признано
наиболее подходящим и более правильным, которое обнимает и самый способ
воздействия, характерный для процесса внушения, и результат этого
воздействия.
Дело в том, что для внушения характерны не только самый процесс или способ
воздействия на психическую сферу, но и результат этого воздействия. Поэтому
то и в слове «внушать» мы подразумеваем не только особый способ
воздействия на то или другое лицо, но и возможный результат этого
воздействия, и, с другой стороны, в слове «внушение» мы подразумеваем не
только известный достигнутый результат в психической сфере данного лица,
но и в известной мере тот способ, который привел к этому результату.
Как уже ранее было выяснено, в понятии внушения прежде всего содержится
элемент непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться
посторонним лицом при посредстве слова или воздействия, или оно будет
производиться при посредстве какого-либо впечатления или действия, то есть
имеем ли мы словесное или конкретное внушение, везде оно влияет не путем
логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую
сферу, помимо сферы личного сознания или, по крайней мере, без переработки
со стороны «я» субъекта, благодаря чему происходит настоящее прививание
идеи, чувства, эмоции, или того или иного психофизического состояния.
Равным образом и те состояния, которые известны под названием
самовнушения и которые не требуют посторонних воздействий, возникают
обычно непосредственно в психической сфере, когда, например, то иди другое
представление проникло в сознание как нечто готовое, в форме внезапно
явившейся и поразившей сознание мысли, в форме того или иного сновидения,
в форме виденного примера и т. п.
Во всех этих случаях психические воздействия, возникающие помимо
постороннего вмешательства, прививаются к психической сфере также
непосредственно в обход критикующего и самосознающего «я» или того, что
мы называем личным сознанием.
Таким образом внушать значит более или менее непосредственно прививать
к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие
психофизические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по
возможности не было места критике и суждению; под внушением же следует
понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица
идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний, помимо его «я»,
то есть в обход его самосознающей и критикующей личности.
ВНУШЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ.
Из вышеизложенного очевидно, что внушение и убеждение являются двумя
основными формами воздействия одного лица на другое. Хотя в числе
способов психического воздействия одних лиц на других кроме убеждения и
внушения мы можем различать еще приказание и пример, а также советы,
пожелания и т. п., но несомненно, что в известной мере и приказание, и пример
действуют совершенно подобно внушению и даже не могут быть от него
|