заданием раковина, щетка, ключ все три последовательно были отгаданы
с первого же разу.
Следующие мои 5 опытов были во всяком случае также достаточно
убедительны. Постановка опытов с той же изоляцией ширмами, на том же
расстоянии около 3 сажень и с лицом, обращенным в обратную сторону.
Подаваемые мне билетики я развертывал, чтобы сосредоточиться мысленно на
предмете; после же опыта я передавал записку для контроля третьему лицу. Из
упомянутых 5 опытов 2 были неудачны, остальные 3 удачны, то есть были
отгаданы девушкой, причем в 2 случаях со второго раза, а в одном с 1-го раза.
При удалении на 10 шагов в другую комнату, при закрытых дверях, были
сделаны опыты при 8 предметах, разложенных на столе, с тою же девушкой;
причем из 4 опытов, сделанных Д., удачных было два при задании лампочка
и окурок, причем окурок был отгадан не совсем сразу, а после того, как
девушка спросила «не лампочка ли?», когда же ей сказали «нет», то она
тотчас же определенно ответила «тогда окурок». Из моих же 2 опытов один
опыт оказался удачным, другой же неудачным. Надо заметить, что в этих
опытах избегалось их повторение при неудаче. Таким образом, и в этих опытах
с внушением из другой комнаты при закрытых дверях, приблизительно
наполовину результаты оказались положительными, что без сомнения не
может быть объяснено ни теорией вероятности, ни чем-либо иным.
Интересно отметить, что на вопрос, почему отгадчица берет при опытах тот
или другой предмет, она пояснила, что ей предмет представляется со всею
ясностью; в другой раз она заявила, что ей представляется ясной одна половина
всех разложенных пред ней предметов и из нее один особенно ясно и что ее как
будто толкает его взять.
Обращает при этом внимание тот факт, что, если экспериментатор
первоначально остановился на одном предмете, а затем перешел на другой, то
ей часто представляется первый предмет.
Аналогичные опыты были производимы и над другими объектами при
одинаковой обстановке и дали также положительные результаты. Они будут
опубликованы в другом месте.
Все вышесказанное приводит к выводу, что опыты с так называемым
«мысленным» внушением, или, точнее, с непосредственным индуцированием
удаются как на нервных людях, так и на животных. А это убеждает нас в том,
что и в толпе кроме взаимовнушения и так называемой заразы, вызывающей
непосредственное подражание, должен действовать еще особый фактор в виде
прямого воздействия путем непосредственной передачи возбуждения центров
одного индивида соответствующим центрам другого индивида. Входить в
выяснение самого способа передачи мы здесь не будем, ибо это выходит за
пределы нашей задачи, но все же иные намечаются уже пути, по которым надо
идти, чтобы найти правильное объяснение возможности упомянутой передачи
в форме непосредственного воздействия.
Я имею здесь в виду новейшее исследование академика Е. Лазарева
(«Recherches sur la theorie ionique de ('excitation» относительно ионической
теории возюбуждения, а также относительно доказанного еще ранее у нас
колебания токов действия мозговой коры при ее функционировании (см.:
Тривус С. А. Токи действия в коре полушарий головного мозга под влиянием
периферических раздражений: Дис. д-ра мед. наук. СПб., 1900 и работу д-ра
Ларионова, вышедшие из моей лаборатории). При этом колебания
электрической энергии, которыми сопровождается возбуждение коры и
|