возможно полное сосредоточение мысли на содержании этого внушения, иначе
говоря, нужно, чтобы субъект отдался действию этого внушения вполне. Когда
врач достигнет этих условий в бодрственном состоянии, тогда он свободно
может обходиться при лечении внушением без гипнотического сна, который в
некоторых случаях даже мешает внушению, если, например, больной, веря в
магическую силу лишь внушений, производимых в гипнозе, не засыпает в
достаточной мере глубоко.
Таким образом, для внушения в сущности не нужно сна, не нужно даже
никакого подчинения воли внушаемого лица, все может оставаться, как
обыкновенно, и тем не менее внушение, входящее в психическую сферу
помимо личного сознания, или так называемого «я», действует на последнего
как бы магически, подчиняя его внушенной идее.
Для доказательства этой истины нет надобности даже обращаться к тем или
другим патологическим примерам, так как подобные же и притом не менее
яркие примеры мы можем почерпнуть и вне клиник. Известно, какую
магическую силу имеют в некоторых случаях заговоры знахарей, сразу
останавливающие кровотечения, не менее известно и целительное значение так
называемых симпатических средств, к которым так охотно прибегали в
особенности в старое время при сильном распространении веры в эти средства.
На этом внушении в бодрственном состоянии основано известное целебное
значение королевской руки, магическое действие хлебных пилюль, лечение
желтым и красным электричеством Маттея, известное некогда в Петербурге
лечение барона В. с помощью простой невской воды и других
индифферентных средств, магическое слово аббата Фариа, одним повелением
исцелявшего больных, известное в Париже лечение параличных больных
одним зуавом, пользовавшимся для этой цели лишь повелительным внушением
и т. п.
Одним из хороших примеров внушения в бодрствован-ном состоянии,
производимого на массу лиц одновременно, представляют известные сеансы
месмеризма в период славы его основателя Месмера. Последний устроил
особую лохань, вокруг которой одновременно магнетизировалось свыше
тридцати лиц. Больные, разместившись вокруг лохани в несколько рядов и
держась за подвижные резиновые ручки, связывались друг с другом веревкой
вокруг туловища или соединялись друг с другом руками. Затем больные
оставались в ожидании. При этих сеансах наблюдалась полная тишина, но из
соседней комнаты раздавались обыкновенно звуки гармоники, фортепьяно или
пение человеческого голоса. Явления, которые наблюдались у больных и
которые объяснялись особыми магнетическими токами, по описанию очевидца
Бальи, заключались в следующем: «Некоторые больные совершенно спокойны
и ничего не испытывают, другие же кашляют, харкают, чувствуют легкую
боль, местную или общую теплоту и потеют; третьи ажиатируются и впадают в
конвульсии, необыкновенные по своей численности, продолжительности и
силе; иногда эти конвульсии продолжаются более трех часов и
характеризуются невольными порывистыми движениями всех членов, всего
тела, спазмами горла, вздрагиваниями подвздошия и надчревия, помутнением и
блужданием взора, пронзительными криками, слезами, икотою и неудержимым
смехом. Им предшествует или затем следует состояние утомления или
сонливости, особого рода изнеможение и даже сон.
При малейшем неожиданном звуке больные вздрагивали, всякое изменение
тона или темпа в игре на фортепиано влияло до того, что одно какое-нибудь
|