случайности, и оказалось действительно, что даже последние потомки этого
рода, несмотря на страшную боязнь, проявляемую ими к огнестрельному
оружию, погибали от выстрелов из ружья или револьвера, или совершенно
случайно или намеренно в форме самоубийства.
Следует иметь в виду, что в подобного рода случаях на помощь внушению
идет нередко и самовнушение, под которым мы понимаем прививание
психических состояний, обусловленное не посторонними влияниями, а
внутренними поводами, источник которых находится в личности самого
больного, подвергающегося самовнушению.
Всякий знает, что человек может настроить себя на грустный или веселый лад,
что он может при известных случаях развить воображение до появлений
иллюзий и галлюцинаций, что он может даже вселить в себя то или другое
убеждение. Это и есть самовнушение, которое, подобно внушению и
взаимовнушению, не нуждается в логике, а, напротив, действует нередко даже
вопреки всякой логике.
Кому неизвестно, что достаточно дать волю своему воображению и оно готово
рисовать всевозможные страшные образы в темноте ночи, несмотря на то, что
мы можем быть твердо убеждены, что ничего страшного на самом деле не
существует.
Но это только один из слабых примеров действия самовнушения, которое в
известных случаях может приводить к настоящим обманам чувств.
Надо думать, что и стереотипное видение черной женщины перед смертью в
доме Габсбургов получает объяснение не в одном только взаимовнушении, но,
быть может, и в самовнушении, невольно настраивающем воображение в
определенном направлении. Путем невольного самовнушения, по-видимому,
могут быть объяснены и некоторые другие темные психические явления, как
например предчувствие.
Известно также, что самовнушение в некоторых случаях, подобно
гипнотическому внушению, может обнаруживать резкое влияние на
сосудодвигательную и растительную сферы организма. Этим путем, между
прочим, объясняются различные стигматы и даже периодические
кровоизлияния из тех областей тела, из которых сочилась кровь у распятого
Христа, как показывает известный в медицинской литературе и тщательно
проверенный видными научными авторитетами пример Луизы Лато.
Но мы отвлеклись бы далеко в сторону от главного предмета нашей беседы,
если бы задались целью подробнее разъяснять только что указанные явления
нашей психической жизни.
ВНУШЕНИЕ КАК ФАКТОР В САМОИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АКТАХ НАШИХ
СЕКТАНТОВ.
Путем невольного внушения, взаимовнушения и самовнушения без труда
объясняются и многие своеобразные стороны нашего сектантства,
выражающееся в крайне грубых формах. Кто не помнит изуверства
Тираспольских беспоповцев, еще так недавно проявившегося погребением и
замуравлива-нием живьем в подземельях 25 человек с их собственного
согласия и желания. Читая описание этого потрясающего события, пред
которым бледнеет всем известный аскетизм буддистов, невольно приходишь к
выводу, что эти сектанты так спокойно шли на верную смерть лишь в силу
укоренившейся путем внушения и самовнушения идеи о переселении вместе с
этим погребением в лоно праведных.
|