получали краткий выразительный ответ: "Это не кто иной, как Он"!
Везде, куда приходили послания мессии, иудеи устанавливали посты по
кабалистическим наставлениям пророка Натана, а потом предавались большим
неистовствам. Еврейские общины Амстердама и Гамбурга отличались
нелепостью религиозных сумасбродств. В Амстердаме евреи ходили по улицам
со свитками торы, пели, скакали и плясали, как одержимые. Сцены еще более
шумные, непристойные, дикие разыгрались в Гамбурге, Венеции, Легорне,
Авиньоне и многих других городах Италии, Германии, Франции и Польши.
Могущество религиозной мании дошло до такой высоты, что даже столь
ученые люди, как Исаак Абоаб, Моисей Агвиляр, Исаак Ноар, богатый банкир
и писатель Авраам Перейра и спинозист Вениамин Музафиа стали горячими
приверженцами мессии. Кажется, сам Спиноза с большим интересом следил за
этими странными событиями.
Более и более усиливалась религиозная мания. Во всех частях света появлялись
пророки и пророчицы, осуществляя еврейскую веру во вдохновенный дух
мессиянского времени Мужчины и женщины, мальчики и девочки извивались
в истерических судорогах, выкрикивая хвалу новому мессии. Многие бродили
в безумном пророческом восторге, восклицая: «Саббатаи Зави истинный
мессия племени Давида, ему даны венец и царство»!
Евреи, казалось, совсем потеряли голову. Богачи отовсюду стекались к
Саббатаи, отдавая в его распоряжение свои богатства. Многие продавали свои
дома и все имущество и отправлялись в Палестину. Так велико было число
пилигримов, что стоимость путешествия значительно возросла. В больших
коммерческих центрах торговля совсем остановилась: большинство иудейских
купцов и банкиров ликвидировали дела. Вера в божественную миссию
Саббатаи стала религиозным догматом, столь же важным, как догмат об
единстве Божием. Даже когда Саббатаи был принужден султаном принять
магометанство, даже тогда мистическая мессианская эпидемия не ослабела.
Многие упорно отрицали самый факт вероотступничества: это не он, это его
тень приняла мусульманство. По смерти Саббатаи появился новый пророк,
Михаил Кордозо. Как пожар распространялось его учение, не смотря на явную
нелепость.
«Сын Давида», говорил он, «Придет тогда, когда Израиль или весь будет
свят, или весь будет грешен». Так как последнее гораздо легче первого, то он
призывал всех верных детей Израиля ускорить пришествие Мессии принятием
магометанства. Весьма многие с благочестивым рвением последовали его
совету». Б. Сидис. Психология внушения, стр. 325327.
ПАРАНОИК МАЛ¨ВАННЫЙ КАК ВИНОВНИК СВОЕОБРАЗНОЙ
ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИИ.
Об одной психопатической эпидемии религиозного характера, развившейся у
нас за последнее время на юге и известной под названием Мал¸ванщины, я
могу сказать несколько подробнее, так как самое развитие эпидемии было
более или менее близко прослежено лицами, специально знакомыми с
душевными болезнями.
С самого начала я остановлюсь на виновнике этой эпидемии Кондрате
Мал¸ванном, несомненно психически больном субъекте, над которым я читал
клиническую лекцию в Казанской Окружной лечебнице в течение зимы 1892
93 г. еще до появления прекрасной брошюры проф. И. А. Сикорского и уже
тогда подробно разобрал как саму болезнь К. Мал¸ванного, так и возникшую
|