Lowenfeld под внушением понимает представление психического или
психофизического характера, которое своим осуществлением проявляет
необыкновенное действие, вследствие ограничения или прекращения
ассоциационной деятельности. См. Lowenfeld. Гипнотизм. Пер. д-ра Л я с с а.
Саратов, 1903.
Тот же автор в своей книге приводит и целый ряд определений внушения,
сделанных другими авторами. Из этих определений мы приведем лишь
наиболее существенные.
Fore 1 под внушением понимает вызывание такого динамического изменения
нервной системы, когда возникает представление, что это изменение
наступило, наступает или наступит.
Mo ll дает сходственное этому определение: по нему внушением называется
тот случай, когда результат обусловливается тем, что вызывают представление
о его наступлении.
По Wundt'y, внушение есть ассоциация с сопутствующим ей сужением
сознания по отношению к представлениям, которые, возникая, не дают
проявиться противоположным ассоциациям.
По Schrenk-Notzing'y, внушение выражается ограничением ассоциаций в
отношении определенного содержания сознания.
Vincent говорит, что «под внушением мы понимаем обыкновенно совет или
приказание; в состоянии же гипноза внушение есть произведенное на психику
впечатление, которое вызывает за собою непосредственное приспособление
мозга и всего, от него зависящего».
По НirsсhIaff'y, под внушением следует понимать со стороны
гипнотизирующего утверждение, не мотивированное и не соответствующее
действительности, со стороны же гипнотизируемого реализация этого
утверждения. См. Lowenfeld, loco cit. Стр. 31.
Если предыдущие определения представляются более или менее
односторонними, противоречивыми и неточными, то последнее определение
представляется крайне узким n Lowenfeld справедливо восстает против него,
так как согласно этому определению пришлось бы исключить не только все
терапевтические внушения, которые по Hirschlaff'y должны быть
рассматриваемы не как внушения, а как советы, надежды и пр., но также
должен быть исключен из области внушения и целый разряд явлений,
известный под названием противовнушений, так как они стоят в соответствии с
действительностью. Да и сколько неопределенного в самом понятии
«несоответствующий действительности». Например, дается спящему
внушение: проснувшись, взять со стола папироску и закурить, и он
беспрекословно выполняет это внушение. Спрашивается, много ли тут
несоответствующего действительности? А между тем бесспорно, что мы здесь
также имеем дело с внушением, как и в других случаях.
Приведение других определений здесь излишне и бесполезно, так как и
вышеизложенного вполне достаточно, чтобы видеть, как много путаницы,
неясного и неопределенного вводится в понятие о внушении.
Очень характеристично по этому поводу начинает свою книгу Б. Сидис. Б.
Сидис. Психология внушения, 1902. «Психологи употребляют термин
"внушение" так беспорядочно, что читатель часто не уясняет себе его
настоящего значения. Иногда этим названием пользуются для означения тех
случаев, когда одна идея ведет за собою другую, и таким образом
отождествляют внушение с ассоциацией. Некоторые настолько расширяют
|