краю могилы, многие больные и умирающие шли отовсюду, готовые, чтобы их
вели на завоевание Святой Земли. Петр Пустынник, Вальтер Бессребренник и
Готтшальк стали героями, вождями толпы, которая рассеялась прежде, чем
достигла Палестины».
Но еще поразительнее крестовый поход детей. «Около 1212 г., между
четвертым и пятым крестовым походами Стефан, мальчик-пастух, в
подражание старшим начал пропо-ведовать детям священную войну. Он скоро
стал злобой дня; люди покидали храмы, чтобы слышать его слова. Он даже
творил чудеса. Призыв Стефана к детям спасти Святой Гроб возбудил в них
стремление присоединиться к нему в святом паломничестве.
Эпидемия крестового похода быстро распространилась между малолетними.
Всюду появились 10-летние, даже 8-летние дети, объявлявшие себя пророками,
посланными Стефаном, во имя Бога. Эти "пророки" начали ходить по городам
и деревням. Подобно настоящей эпидемии, эта мания блуждания не щадила ни
мальчиков, ни девочек; по рассказам хроникеров, среди больших количеств
загипнотизированных детей было очень много малолетних девочек. Король
Филипп Август по совету Парижского университета издал эдикт,
приказывающий детям вернуться домой, но религиозные внушения были
сильнее повеления короля, и дети продолжали составлять свои сборища. Отцы
и матери употребляли все свое влияние, чтобы обуздать эту опасную манию
странствования, но без успеха. Убеждения, угрозы, наказания были столь же
бесполезны, как и приказ короля, запоры не могли удержать детей: они
вырывались через двери и окна и стремились занять места в проходивших
процессиях. Если же их держали так, что убежать было невозможно, они чахли
как перелетные птицы в заточении».
Несчастная судьба этих детских походов общеизвестна.
Подобным же образом внушение действует очевидно и во время всех вообще
великих исторических событий, захватывающих народные массы, как,
например, во время великой Французской революции и во время почти всех
больших войн за освобождение: в древней Греции во времена персидских войн,
во Франции во время англо-французской войны с Жанной д'Арк, в Сев.
Америке во время американской освободительной войны, у нас в 12-м году и
пр. Эта сила именно и лежит в основе того подъема духа, который приводит
народ к великим историческим подвигам, покрывающим их неувядаемою
славою. Не далее, как четверть века тому назад, во время нашей славянской
освободительной войны мы пережили один из таких периодов русской
истории, где наряду с направляемой свыше волей народа было не мало
обаятельного увлечения, значительная доля которого должна быть приписана
невольному взаимовнушению и психической заразе, увлекшей еще ранее
объявления нашей войны массу добровольцев на освобождение славянских
народов.
СПЕКУЛЯТИВНЫЕ ЭПИДЕМИИ.
Равным образом и в финансовом мире многое совершается по внушению, и мы
можем здесь различать психические эпидемии как стенического, или
активного, характера, так и астенического или пассивного характера. О них,
впрочем, здесь достаточно лишь упомянуть в самых общих чертах.
К числу стенических финансовых эпидемий относится известная в истории
тюльпаномания голландцев, относящаяся к 1634 г. Она выразилась страстной
спекуляцией на стоимость тюльпанов, торговля которыми будто бы обещала
|