Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 146 
Next page End  

не могло быть и речи. Ответы для огромного большинства предметов давались
отгадчицей верные, причем простые предметы, как апельсин, лимон, гребенка,
веревка, ножик, зубочистка и пр., давались быстро и уверенно, предметы же
менее обычные отгадывались хотя также в огромном большинстве случаев
точно, но менее скоро. Отгадывание некоторых предметов требовало даже
порядочного промежутка времени. Изредка при этом делались ошибки; но
ошибки эти почти тотчас же исправлялись после указания на неправильность
ответа со стороны индуктора. Иногда ошибки указывали на предмет лишь
приблизительно, например вместо «записная книжка» был дан ответ «билет»,
когда затем индуктор указал на ее ошибку и потребовал, чтобы отгадчица
думала дальше, она после некоторого времени сказала верно: «Книжка»; на
вопрос: «Какая?» — ответила: «Записная». Далее следовали вопросы о том, что
в книжке записано, и индуктор последовательно заставил отгадчицу сказать по
крайней мере десятка два записей, которые были сделаны в этой книжке,
причем все эти записи прочитывались относительно быстро и с пунктуальной
точностью без всяких даже малейших знаков со стороны индуктора.
По общей постановке дела с отгадыванием мыслей здесь, очевидно, было
много сходства с тем, как проделывала свои опыты Софья Штаркер. К
сожалению, я лишен был возможности проделать целый ряд опытов с
отгадчицей при иных условиях, могу лишь сказать, что, будучи сам
ближайшим наблюдателем тех демонстраций,о которых шла речь выше, я не
нашел в них решительно ничего такого, чтобы можно было признать за обман
или фокус. Тем не менее для решения вопроса о мысленном внушении крайне
желательно не одно только констатирование факта, но и всестороннее изучение
тех условий, при которых производятся самые опыты.
Если подтвердится, что в случаях такого рода мы имеем дело с настоящим
мысленным внушением, то объяснение самих явлений с помощью передачи
энергии от одного лица другому навязывается само собою. Как бы то ни было,
мы не должны упускать из виду, что вопрос о мысленном внушении
постепенно выходит из области загадочного и неведомого, так как с развитием
учения о психике как проявлении энергии и с открытиями Blondlot и
Charpentier об исходящих из нервной ткани во время ее деятельности лучах
самая возможность мысленного внушения становится явлением, ничуть не
противоречащим нашим основным научным воззрениям. Бехтерев В. Психика
и жизнь. 2-е изд. 1906. С. 167-168.
Ввиду этого крайне желательно, чтобы к изучению явлений мысленного
внушения серьезные научные деятели перестали относиться с тем
пренебрежением, которое, за малыми и всем хорошо известными
исключениями, проявлялось в их среде до
позднейшего времени.
1906 г.
ВНУШЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
(Доклад, читанный на 1-м Международном педологическом конгрессе в
брюсселе 13-18 авг. 1911 г. Печатается по: Бехтерев В. М. Внушение и
воспитание, СПб., 1912).
Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в
самом старательном воспитании, а между тем как мало внимания в жизни
уделяется этому делу. Мы воспитываем старательно каждое плодовое деревцо
и даже простой цветок, мы воспитываем всякое домашнее животное и в то же
Hosted by uCoz