Некоторые пытаются за ней ухаживать, но она рвет отношения после двух или трех встреч. Каждый раз,
повествуя психотерапевту об очередном разрыве, на его вопрос "Почему это произошло?" она отвечает:
"Ха! Потому что он щенок!" Так она и живет, отпугивая всех "щенков", прозябая в тоскливом,
подавленном состоянии. Отношения с дедушкой были самым волнующим событием в ее жизни.
Видимо, она намерена провести остаток своей жизни в ожидании нового "дедушки".
Такой была жизнь КШ (Керри) после того, как сказка закончилась. Впечатления от "волка"
(дедушки) - это самое интересное из всего, что с ней происходило. Во взрослом состоянии она также
"бродит по лесу" и "носит пирожки", надеясь встретить нового "волка". Но попадаются лишь "щенки",
которых она с пренебрежением отвергает.
Характеристика реальной КШ такова:
1. Мать обычно посылает дочь с поручениями.
2. Девочка не любит помогать людям сама, но пытается организовывать помощь и всегда ищет
поводы для этого.
3. Когда она выросла и стала работать, именно ее выбирают из всех сотрудниц для различных
поручений. Она всегда либо спешит, либо рассеянно бродит, совсем как маленькая девочка. Она не
умеет ходить с достоинством.
4. Она все ждет чего-то подлинно волнующего, а пока что мучается от скуки, поскольку
попадаются лишь "щенки", на которых она привыкла смотреть свысока.
5. Ей нравится "наполнять волчьи животы камнями" или каким-нибудь их подобием из
повседневной жизни.
6. Неясно только одно: является ли для нее мужчина-психотерапевт спасителем или он - просто
приятный несексуальный "дедушка", в присутствии которого она ощущает покой и легкую ностальгию
по былым ощущениям?
7. Она смеется и соглашается, когда психотерапевт говорит, будто она напоминает ему КШ.
8. Следует отметить, что сценарии матери Красной Шапочки, дедушки по материнской линии и
бабушки по материнской линии должны быть дополнительными, для того чтобы эпизоды сказки
повторялись неоднократно. Счастливый ее конец также подозрителен, так как в реальной жизни все
происходит иначе. Надо иметь в виду, что волшебные сказки обычно рассказывают добронамеренные
родители, поэтому счастливый конец навязывается благожелательным, но лживым Родительским
состоянием Я. Сказки, сочиненные самими детьми, чаще всего более реалистичны и совсем
необязательно хорошо заканчиваются. Наоборот, финал этих сказок бывает ужасным.
В ожидании Rigor mortis
Одну из целей сценарного анализа мы видим в соотнесении жизненного плана пациента с
грандиозной историей развития человеческой психологии с самых пещерных времен вплоть до наших
дней. Некоторые ученые, освещая принципы сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг и их
последователи показали, логика и деяния героев мифов живы и по сей день... Они утверждают, что
мифический герой достиг всемирно-исторического триумфа, тогда как герои волшебных сказок
побеждают в обычных домашних спорах. А нам бы хотелось добавить пациент является пациентом
потому, что он - реальный человек. Поэтому он и идет к психотерапевгу, роль которого - Мудрый
Волшебник из мифов и сказок, чей совет помогает "герою" пережить ловушки и удары неумолимой
судьбы. Так, на наш взгляд, воспринимает это Ребенок в пациенте, и неважно, как излагает проблему
его Взрослый.
Совершенно очевидно, что дети во все времена сталкивались и сталкиваются с одними и теми же
проблемами, используя для их решения примерно одни и те же средства. Человек, пытаясь дойти до
сути, нередко видит, что жизнь-то оказывается чем-то вроде старого вина, но в новых мехах. Так,
например, скорлупа кокоса уступила путь бурдюку из козьей шкуры, бурдюк глине, а глина стеклу,
однако виноградные гроздья почти не изменились. Поэтому психотерапевту трудно бывает обнаружить
изменения в каком-то обычном сюжете или выявить новизну жизненных приключений пациента.
Некоторые элементы его сценария можно с определенной уверенностью предсказать и даже изменить
путь его развития, прежде чем человек столкнется с бедой или катастрофой. Это мы называем
превентивной психиатрией, когда "имеет место прогресс". Более того, психотерапия в состоянии
помочь внести в сценарий изменения или вовсе его отбросить - "достигнуть выздоровления".
Мы исходим из необходимости искать именно тот миф или ту волшебную сказку, которым
следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для пациента.
|