Руководящие сценарные предписания внушаются и начинают действовать в раннем возрасте,
тогда как антисценарные призывы оказывают влияние позже. Запрещение пачкать пеленки понятно уже
двухлетнему ребенку, а заповедь "Экономь деньги" почти непостижима детям вплоть до подросткового
возраста, то есть до того времени, когда возникает необходимость в собственных карманных деньгах. В
результате сценарные предписания, исходящие от матери, которая выглядит волшебницей в глазах
младенца, обретают силу и прочность колдовского заклятия. А "заповеди" дает доброжелательная
усталая домохозяйка, поэтому они и воспринимаются в лучшем случае как полезные советы.
Во время конфликта борьба оказывается неравной, и сценарные предписания всегда побеждают,
если в дело не включается еще одна сторона, например психотерапевт. Дополнительная трудность
состоит в том, что сценарий обычно соответствует жизненным реальностям, как они есть: взрослые
люди действительно могут совершать нелепые поступки, и ребенок это отлично видит. В то же время
антисценарий не отвечает полностью данным его опыта, он, может быть, и не сталкивается с теми, кто
обрел счастье благодаря тому, что усердно трудился, экономил деньги, не опаздывал, не употреблял
вина, вовремя принимал слабительное и т.д.
Различие между сценарием и антисценарием помогает разрешить вопрос, нередко возникающий
у пациентов, когда они узнают от психотерапевта, что беспокоящие их проблемы восходят к их раннему
возрасту. "Как же так? - говорит пациент. - Ведь когда я учился в колледже, у меня было все вполне
благополучно". Когда пациент учился в колледже, он следовал антисценарию, а затем случилось что-то,
вызвавшее "сценарный прорыв". Но это слишком поверхностный ответ, он не может решить проблему,
однако по меньшей мере подсказывает, где искать ее истоки.
Попытки следовать одновременно плохому сценарию и добропорядочному антисценарию могут
породить странные действия, как, например, в случае девочки, которой злой Родитель отца часто
бросал: "Чтоб ты исчезла!", тогда как заботливый Родитель матери требовал непременно носить
резиновую обувь, чтобы не промокали ноги. В результате, когда девушка бросилась с моста в реку, на
ней были резиновые сапожки.
Мы считаем, что антисценарий во многом определяет жизненный стиль личности, а сценарий
управляет ее судьбой. Если они гармонируют друг с другом, то жизнь человека скорее всего пройдет
незамеченной и его биография не будет публиковаться на внутренних страницах газет. Если же они
конфликтуют, то, может быть, и будет материал для первых газетных полос. Так, усердно трудящийся
церковный староста может стать либо президентом того или иного совета после тридцати лет
беспорочной службы, либо окажется в тюрьме за растрату церковных средств. Похоже, что в жизни
есть два типа людей. Мы их называем: настоящие и пластичные. Настоящие люди все решают за себя
сами, а пластичных постоянно отвлекают разного рода "дары" судьбы.
Остановимся на "дарах" судьбы. Если пофантазировать, то можно предположить, что каждый
ребенок вытаскивает две "игрушки" из мешка, который находит у изголовья своей колыбели; одну -
простую и бесхитростную, другую - с фокусом. Простая - это призывы вроде: "Трудись усердно!",
"Доводи каждое дело до конца!" и т.п. С фокусом -
это джокер из сценарной колоды: "Плюнь на
домашние задания", "А кому какое дело?", "Чтоб ты исчез!" и т.п. Обе эти "игрушки", если человек
своевременно не отбросит их в сторону, формируют стиль его жизни и его судьбу.
Родительские образцы
Чтобы "создать" леди, нужно начинать с бабушки; чтобы "создать" шизофреничку, нужно тоже
начинать с бабушки. Зоя (так назовем нашу будущую леди) может превратиться в леди, если мать
научит ее всему тому, что для этого полагается. Как и большинство девочек, она путем подражания
рано овладеет искусством улыбаться, умением красиво ходить и сидеть. Позже ее научат как следует
одеваться, как себя вести, чтобы быть приятной окружающим, как изящно говорить "нет". Наверное, и
отцу есть что сказать дочери, но он чаще всего оказывается только поводом для женских наставлений.
Отец может диктовать директивы, но в основном мать вырабатывает для дочери образец, и материнский
Взрослый наставляет, как воплотить его в жизнь. Сценарная матрица прекрасной леди по имени Зоя
изображена на схеме 8.
Итак, Зоя воспитана как леди. Сделает она на этом карьеру или взбунтуется против системы с ее
запретами, зависит от того, какова, согласно сценарию, сфера ее собственных решений. Ей, быть может,
разрешены в умеренных дозах некоторые отклонения (вино, увлечения), но если она проявит большую
настойчивость, то будет ли это нарушением сценария или результатом провокации, то есть сценарным
актом? Возможно, ее отец сказал бы: "Нет, нет, не так лихо!" или (про себя). "Она не без темперамента,
|