Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 114 
Next page End  

предпринять. Он даже может предвидеть: как только пациент "докатит свой камень до вершины",
"демон" отвлечет его внимание, и "камень снова будет в долине". Причем "демон" всегда бдит и следит
внимательно, чтобы пациент держался подальше от тех людей, кто может вмешаться в их дела. В
результате пациент пропускает назначения психотерапевта или уезжает куда-то, в худшем случае
просто отказывается посещать консультацию. Иногда он, вымотанный сизифовым трудом, может
вернуться очень печальным, но отнюдь не помудревшим - ведь он так и не догадался о наличии своего
"демонического" партнера.
"Демон" обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на
пол еду и, весело ухмыляясь, ждет, что станут делать его родители. Если они воспринимают это
терпимо, то позже скорее всего появится озорной ребенок, человек, понимающий шутку и юмор. Если
же малыша за это наказывают, бьют, то он мрачно затаивается внутри самого себя, готовый когда-
нибудь неожиданно швырнуть с размаху всю свою жизнь, как когда-то в детстве швырял тарелки с
едой.
Разрешение
Отрицательные суждения обычно произносятся громко, четко, с нажимом, тогда как
положительные чаще всего падают в реку жизни, как дождевые капли - едва слышно и с чуть заметной
рябью. "Трудись усердно!" стоит во всех учебниках, "Не мучайся" услышишь только дома. "Приходи
вовремя" - полезный совет, но в жизни чаще звучит: "Не опаздывай!", "Не будь дураком!" гораздо
популярнее, чем "Будь умницей!".
Получается, что программирование в основном происходит в негативной форме. Родители
забивают головы детей ограничениями. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют
приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу
выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное
разрешение - это простое "можно", как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто на
заставляет ловить рыбу. Хочет он - ловит, хочет - нет и идет с удочками, когда ему нравится и когда
позволяют обстоятельства.
Нужно еще раз подчеркнуть: быть красивой (так же как иметь успех) - это вопрос не анатомии, а
родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на
улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. В основном все, что делают
маленькие дети, они делают для кого-то. Наблюдения свидетельствуют, что сыновья свои силы или
успех посвящают матери, а дочери свои радости и красоту - отцу. А возможно, и наоборот. Если
родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери - уродливую и
глупую девочку, то они такими и будут. Добавим: если дети хотят что-то делать хорошо, то им надо
этому у кого-то учиться. Делать для кого-то и учиться у кого-то - вот подлинный смысл сценарного
аппарата. Напомним, что дети обычно делают что-то для родителя противоположного пола, а учатся у
родителя того же пола.
Разрешение - главное орудие психотерапии в руках сценарного аналитика, ибо оно в основном
дает возможность освободить пациента от предписания, наложенного родителями. Психотерапевт
разрешает что-то Ребенку пациента со словами. "Все в порядке, это можно" или, наоборот: "Вы не
должны..." В обоих случаях звучит обращение к Родителю: "Оставь его в покое". Так что разрешения
бывают позитивные и негативные. В случае позитивного разрешения, или лицензии, "Оставь его в
покое" означает "Пусть он это делает". Таким способом нейтрализуется предписание. Негативное
разрешение, или внутреннее освобождение, означает: "Не принуждай его к этому". Этим способом
нейтрализуется провокация. Некоторые разрешения совмещают в себе обе функции, что ясно видно в
случае антисценария. (Когда Принц поцеловал Спящую Красавицу, он одновременно дал ей разрешение
(лицензию) - проснуться - и освободил от проклятия злой колдуньи.)
Одно из самых важных разрешений - разрешение не быть глупцом, стараться думать самому. К
сожалению, многие даже пожилые пациенты с самого раннего детства не умеют мыслить
самостоятельно, порой даже кажется, что у них нет ни единой собственной мысли, что они не понимают
даже, что это такое - мыслить. Вовремя данное разрешение помогает им преодолеть этот барьер. Надо
видеть, как они радуются! Конечно, будешь радоваться, если в шестьдесят или семьдесят лет
высказывается первое разумное соображение твоей жизни! Но для этого порой приходится
переделывать работу предыдущих психотерапевтов. Ведь некоторые наши пациенты в своей жизни
обращались в психиатрические клиники, где малейшая попытка мыслить сталкивалась с мощным
Hosted by uCoz