копить эти чувства, другие предпочитают постоянно изливать их на окружающих.
4. Людям иногда нравится демонстрировать друг другу свои коллекции болей, бед и обид,
сравнивать, у кого их больше или меньше. Например, некоторые компании можно сравнить с
выставочным залом, в котором люди демонстрируют свои психологические "купоны", обсуждая и
оценивая поступки и действия тех или иных своих знакомых.
5. "Магазин", где отоваривают психологические "купоны", имеет тот же набор выигрышей, что и
соответствующий торговый центр. За несколько "купонов" можно получить порой какую-нибудь
мелочь, например пофантазировать о недоступной женщине или о супружеской измене. А за солидную
"купюру" можно выбрать что-нибудь крупное: право плюнуть на все семейные неурядицы, развестись и
уйти из дому или решить вопрос об уходе с работы.
6. Большинство людей понимают, что психологические "купоны" на самом деле не бесплатны,
что за их коллекции надо платить, причем кому одиночеством, кому бессонницей, а другим -
повышенным кровяным давлением или желудочными болями. В результате они перестают собирать
"купоны". Другие до этого могут так и не додуматься в течение всей своей жизни. Некоторые люди,
чувствуя опасность, все же продолжают играть, ибо без этого жизнь им кажется слишком серой.
Поскольку их образ жизни сам по себе не оправдывает их существования, то они "украшают" его
поиском поводов для редких жизненных вспышек.
7. Некоторые люди предпочитают не играть, а говорить открыто, то есть не навязывать "купоны"
другим и самим не поддаваться ни на какие ухищрения. Благодаря сэкономленной таким образом
энергии эти люди готовы к более адекватному выражению чувств в соответствующих ситуациях и с
достойным партнером. Иногда человек набирает "купоны" безо всяких проблем, а платит за это кто-то
другой. Так, профессиональный шулер может жить в свое удовольствие, не думая об опасности
разоблачения; подростки порой играют на нервах старших, не испытывая угрызений совести. Однако в
принципе тот, кто собирает подобные "купоны", рано или поздно обязательно будет за это "платить".
8. Некоторые люди склонны к приобретению "поддельных купонов". Они воображают
провокации там, где их нет и не может быть. В таких случаях можно говорить о признаках паранойи.
Таких пациентов в консультациях психотерапевт обычно делит на два типа: а) пациент выискивает
поддельные несправедливости, а Ребенок в нем восклицает: "Смотри, что они мне делают!"; б) пациент
собирает поддельные добрые знаки, а Родитель в нем удовлетворенно констатирует: "Они не смеют мне
это сделать".
9. Пациенту очень трудно бросить собирать свои психологические "купоны". Этот фактор
обычно затрудняет работу психотерапевта, ибо для выздоровления пациенту нужно не только
пересилить себя, перестав играть, но и отказаться от удовольствия использовать ранее полученные
"купоны". При этом надо помнить, что "прощения" жизненных обид совсем недостаточно: они должны
навсегда утратить всякий смысл с точки зрения новой жизни (если, конечно, человек, всерьез расстается
со своим сценарием). В жизни, как показывает нам опыт, "простить" чаще всего означает положить
"купоны" в дальний ящик, а не уничтожить их совсем. Они так и будут лежать, пока дела человека идут
гладко, но как только нагрянет новая обида, они вытаскиваются на свет, добавляются к свежим обидам,
только что полученным, и начинают все вместе подсчитываться: хватит ли на "крупный приз"? Так,
алкоголик может "простить" свою жену, которая отнимала у него флягу с вином. Но если она
"споткнется" вновь, он уже не ограничится просто выпивкой, а соберет в кучу все "купоны", то есть
оскорбления и обиды, накопившиеся за годы брака, и уйдет в такой загул, который закончится скорее
всего белой горячкой.
До сих пор ничего не было сказано о добрых чувствах, таких, как правота, триумф или радость.
"Купоны" правоты чаще всего не очень-то заметны, поэтому не представляют ощутимой ценности. Они
ни на что не обмениваются, кроме повышенного радостного настроения. "Купоны" триумфа отливают
блестками, а потому не пользуются успехом среди людей с хорошим вкусом. Они, однако,
обмениваются на бесплатные празднества и могут быть использованы с толком - доставлять
удовольствие многим людям. Радость, как и отчаяние, - подлинное чувство, а не выигрыш в игре,
поэтому можно говорить о чистом золоте радости, как мы говорим о черной ночи отчаяния.
Люди, собирающие "коричневые купоны" (дурные чувства, неприятные ощущения), опасаются
"золотых купонов", предлагаемых в форме комплиментов и красивых жестов. Они легко обходятся с
привычным для себя дурным чувством, поэтому не знают, как относиться к доброму слову, в связи с
чем либо отклоняют комплимент, либо отворачиваются, сделав вид, что его не расслышали. Кроме того,
собиратель "коричневых купонов" может самый искренний комплимент превратить в намеренное
оскорбление. Вместо того чтобы отклонить его или притвориться недослышавшим, он превращает его в
|