стариков из-за денег, однако не менее важна для таких суждений сценарная сцена. Чаще всего жене
хочется быть рядом, когда мужу грозит смертельная опасность, чтобы заботиться о нем, но в то же
время, чтобы не пропустить момент финальной, итоговой трансакции. Если он об этом в своей жизни
догадывался, то их брак был крайне неустойчивым: в самом деле нелегко жить бок о бок с человеком,
ожидающим твоей смерти. Та же ситуация возникает в случае женитьбы молодого человека на
женщине более старшего возраста, что, однако, встречается гораздо реже.
Согласно изначальному сценарному "протоколу", на место пожилого мужа можно поставить
отца, а на место стареющей жены - мать.
Юмор висельника
Безвременная смерть под ударами неотвратимой судьбы - болезни или насилия, в мирное время
или на войне - всегда глубокая трагедия. А сценарная смерть обычно отмечена улыбкой или юмором
висельника. Человек, умирающий с улыбкой на лице или шуткой на устах, умирает смертью, которая
как бы предопределена его сценарием. Лондонские воры в XVIII веке были подлинными мастерами
юмора висельников. Они развлекали толпу прибаутками, когда палач выбивал табуретку из-под их ног.
Такая смерть была результатом последовательного выполнения материнских "инструкций": "Ты
закончишь на виселице, сынок, как твой отец". Точно так же многие великие люди умирали с шуткой на
устах и в согласии с родительским заветом: "Ты умрешь во славе, сынок". Если в роли неизбежной
судьбы выступают другие люди, смерть не бывает такой легкой, ибо она противоречит предписаниям
матери: "Живи долго!" и "Умри счастливым!". В фашистских концентрационных лагерях, насколько
мне известно, юмор висельников был не в ходу.
Посмертная сцена
Посмертную сцену многие люди представляют себе весьма реалистично. Человек, создавший
крупную фирму или оставивший тома научных трудов, воспитавший множество детей и внуков, обычно
знает, что все им созданное переживет его, а те, кто связаны с делом его жизни, будут стоять у его
могилы. А обладатели трагических сценариев, размышляя, что случится после их смерти, впадают в
патетическое ослепление. Например, будущий самоубийца может говорить: "Они об этом еще
пожалеют" и воображает печальные сентиментальные похороны, которых на самом деле может и не
быть. Это - самоубийца-романтик. Озлобленный самоубийца скажет: "Моя смерть их остановит". Он
тоже может ошибаться, ибо его враги, скорее всего, будут рады, что он исчез с их дороги.
Самоубийство с мотивом: "Я им покажу" чаще всего не оправдывает надежды погибшего
человека, так как имя самоубийцы может только случайно попасть в раздел мелких происшествий
какой-нибудь газеты. И наоборот, самоубийство по причине крушения надежд и тщетности усилий,
когда человек стремится уйти из жизни незаметно, - может по каким-то случайным обстоятельствам
попасть на первые полосы газет. Даже человек, покончивший с жизнью для того, чтобы его жена
получила деньги по страховке, может попасть впросак, если не удосужится предварительно хорошо
ознакомиться со страховым полисом. Для любого человека убийство или самоубийство - самый
ужасный способ разрешения жизненных проблем. Во всяком случае, человек, помышляющий о
самоубийстве, должен усвоить хотя бы такие правила: родителям нельзя умирать, пока младшему
ребенку не минуло восемнадцать лет. Детям нельзя умирать, пока жив хотя бы один из их родителей.
Надгробный камень
У надгробного камня, как и у "футболки", две стороны. Рекомендуемые вопросы психотерапевта
здесь таковы: "Что напишут на надгробной плите вашей могилы?" и "Что вы написали бы на памятнике
своей могилы?". Вот типичные ответы: "Она была хорошей женщиной" или "Я старалась, но не сумела".
В качестве авторов первой эпитафии подразумеваются родители или те, кто выполняли роль родителей.
Сочиненная ими эпитафия - антисценарий, тогда как сам пациент поместил бы на могильный камень
свое сценарное предписание, в данном случае:
"Трудился усердно, но ничего не добился". Так что надписи на этом могильном камне говорили
бы об умершем только хорошее: с одной стороны, он следовал антисценарию, с другой - был
послушным ребенком и выполнял родительские сценарные предписания.
Пациент может уклониться от ответа, ссылаясь, например, на то, что памятника на его могиле
|