времени нарушает привычные модели поведения.
Вернувшись домой после лекции, доктор О. увидел, сколько новых дел его ждет. Надо было
ответить на поступившие письма и перезвонить всем, кто звонил в его отсутствие. Следовало решить
проблемы, возникшие дома и у пациентов. Предстояло подсчитать расходы и оплатить счета, связанные
с поездкой, то есть требовалось выполнить много дел. Это вообще-то типично Взрослая процедура, и
доктору удалось осуществить ее, не нарушая своего нормального расписания. Но когда через несколько
недель вернулся один из счетов, который он заполнил в двух экземплярах вместо необходимых трех, он
почувствовал раздражение, что сказалось на ходе его бесед с пациентами.
В целом деятельность Взрослого, куда вошли планирование, подготовка, чтение лекции, дела
после поездки, растянулась на целых двенадцать дней (или около того). Обратная связь и "дожигание" с
участием Родителя и Ребенка потребовали больше времени. "Дожигание", как это часто бывает, было
усилено еще позже, когда был возвращен счет, который пришлось переписывать, что испортило
настроение на остаток дня.
Средством против "дожигания" должно стать умение терпимо относиться к мелким огорчениям
и способность их быстро забывать.
История с лекцией - это пример нормальной обратной связи и нормального "дожигания". Если
родители заставляют своего ребенка на них сосредоточиваться, то обратная связь и "дожигание" могут
серьезно повлиять на жизнь человека и даже предопределить ее завершение, особенно когда речь идет о
трагическом сценарии. Если их значение преувеличивается, результатом может стать алкоголизм,
психоз, убийство или самоубийство. Так обратная связь при приближении трудного экзамена или
"дожигание" после случая импотенции могут привести молодого человека к самоубийству, а страх
перед повторением сцены (обратная связь) нередко порождает злоупотребление алкоголем.
Обратная связь и "дожигание" могут печально сказываться на жизни обладателей тяжелых
сценариев. Опасно, когда "дожигание" от предыдущего события перекрывается обратной связью от
события предстоящего. Так складывается широко известный синдром переработки. Именно это имеется
в виду, когда говорят, что человек переработал. Неважно, насколько велик объем его работы, если
воздействия, тянущиеся от прошлого и из будущего, не перекрывают друг друга. Тогда нет переработки
(в случае умственного труда). Если же перекрывают, то переработка налицо, поэтому неважно, что
объем работы в действительности очень мал. Например, неприятные воспоминания могут буквально
изводить человека, который сам себя за что-то упрекает. Его могут мучить сомнения: "Я не должен был
так поступать, что обо мне подумают, почему я не сделал иначе..." или: "А вдруг я ошибаюсь, что тогда
со мной будет, как я смогу ответить..." и т.д. Подобные мысли смешиваются с предыдущими, образуя
неприятную, порой губительную для человека смесь.
...Пебл, бухгалтер, был занят подготовкой годового отчета. Цифры не сходились, поэтому,
вернувшись домой, он долго не ложился спать. Беспокойство его росло, и, даже заснув, он не мог
избавиться от цифр, кружащихся и сплетающихся перед его глазами. Утро не принесло облегчения,
проблемы не были разрешены, а в душе "дожигались" неприятные ощущения прошедшего дня. Утром
он уже стал беспокоиться, как пойдут дела днем. Обратная связь от предвидения сегодняшних
неприятностей сказалась за завтраком на настроении всей семьи. К этому добавились воспоминания о
прошлогодних неприятностях, когда в отчете были обнаружены ошибки и последовал выговор от
начальства. Масштабы "дожигания" увеличились ("А если и с этим отчетом будет то же самое?").
"Дожигание" перекрывается обратной связью. Исчез даже аппетит. Где уж тут найти время и желание
для повседневных дел, для личной жизни. Раздраженный, мрачный и забывчивый, Пебл постепенно
становится неприятен даже лучшим своим друзьям.
В подобных случаях исход предопределяется соотношением сил сурового, понуждающего к
труду Родителя и озлобленного подавленного Ребенка. Если Родитель сильнее, то Пебл сделает работу,
после чего может попасть в больницу в возбужденно-депрессивном состоянии. Если же сильнее
Ребенок, то Пебл, возможно, обнаружит странности в поведении, бросит работу или заболеет. Если же
пересилит Взрослый, Пебл в поту и муках одолеет свою задачу, а потом впадет в тоску, от которой
избавится, лишь хорошо отдохнув, например в отпуске. Но даже при благополучном исходе, если такое
напряжение будет сохраняться год за годом, ему грозит серьезная хроническая болезнь.
Самое неприятное в работе Пебла - ее временная характеристика. Известно, что есть два способа
временного структурирования задач: целевое время ("Я буду работать, пока все не закончу, и неважно,
сколько времени это потребует") и часовое время ("Буду работать до полуночи, а потом брошу, то есть
сделаю сколько успею"). Пебл же не может ни закончить работу, ни бросить ее. У него
"подстегивающее" время. Он должен выполнить определенную работу в определенное время, и это
|