которому она принадлежала. Скромная охапка являлась зримым выражением ее любви, и тело девушки
отражало радость, которую она ощущала. Глаза у нее блестели, а лицо лучилось теплом. Я никогда не
забуду этих кадров.
Такого лица мне не доводилось видеть «в натуре» на протяжении многих последних лет, но я
помню, что в мою бытность нью-йоркским мальчишкой подобные выражения часто встречались у
девушек и молодых женщин. Это было совсем другое время и, позволю себе заметить, совсем другой
мир. В нем не было автомобилей и не было холодильников. Лед доставляли специальные разносчики, а
уголь привозили на фургонах, в которые была запряжена обыкновенная лошадь. Время текло медленнее,
и кругом было гораздо тише. Люди располагали свободным временем, чтобы посидеть на лавочках
перед домом или просто на ступеньках и потолковать друг с другом, лениво перекидываясь словечками.
Этот мир был далек от рая, и я вовсе не был счастливым ребенком, но все-таки припоминаю радостные
периоды, когда мы, дети, играли на городских мостовых в свои нехитрые игры. По сравнению с теми
временами нынешний Нью-Йорк, где по-прежнему находится мой кабинет, вызывает какое-то
ирреальное ощущение, иногда близкое к ночному кошмару.
Пожилые люди вообще высказываются о давних временах в гораздо более благоприятных
выражениях, нежели о нынешних. Так было и в пору моей молодости. Это можно объяснить тем
фактом, что человеку свойственно видеть свое прошлое юными глазами, в которых было куда больше
возбуждения, волнения и надежды. Но хотя подобные соображения вполне справедливы, ничуть не
менее справедливо и то, что за время моего довольно долгого пребывания на этом свете качество жизни
сильно ухудшилось. Хотя в настоящее время я лично ощущаю больше радости, чем когда-либо раньше, я
убежден, что в каждом крупном городе идет постоянно нарастающая потеря свойств и качеств,
благоприятствующих радости жизни, потеря, которая прямо пропорциональна росту богатства,
процветания и власти. Мы превратились в материалистическую культуру, где стала доминировать
экономическая деятельность, направленная исключительно на приумножение всяческой власти и
производство всякого рода вещей. Концентрация на власти и вещах, которые принадлежат внешнему
миру, подрывает ценности внутреннего мира - такие основополагающие ценности, как достоинство,
красота и милосердие.
Я всецело убежден, что утрата моральных и духовных ценностей напрямую связана с
приращением богатства. В Священном Писании сказано, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное
ушко, нежели богатому войти в Царство Божие (Матф., 19:24). Но по-настоящему желанное нам царство
- это Царство Божие на земле, где возможна радость. К сожалению, человек оказался изгнанным из
этого царства, которое представляло собой сад Эдема, поскольку не подчинился предписанию Господа
не вкушать запретный плод с древа познания. А далее, обретя знание, он превратился в Homo sapiens -
человека разумного, - что удалило его из стана животных и привело к человеческому состоянию. Этот
переход, этот первый маленький шаг на пути к превращению человека в цивилизованное существо
занял длительное время. Последующие шаги делались все быстрее и быстрее. От каменного до
бронзового века минуло где-то от четырех до пяти тысяч лет; переход от бронзового века к железному
занял менее двух тысячелетий. Темп развития цивилизации ускорялся по мере роста человеческих
знаний, а вместе с этим ростом имело место и соответствующее развитие концепции главенствующего
Бога. Идея всемогущего Бога мужского пола, Бога-отца, получила свое развитие относительно недавно и
ограничивается религиями, принадлежащими к кругу западной цивилизации. В наиболее ранней
религии, анимизме, поклонялись всем духам природы. Политеизм, или многобожие, представлял собой
поклонение богам-мужчинам и богиням-женщинам, причем каждое божество соотносилось с
конкретным аспектом человеческого бытия. Продвижение к верховенству единственного бога-мужчины
было связано с ростом власти земного правителя мужского пола, всевластного царя либо вождя,
который рассматривался как прямой потомок или непосредственный представитель этого бога. Теперь
бог или боги уже не обитали на бренной земле. Вначале они переместились на вершину священной
горы - скажем, горы Олимп, где поселились греческие боги, - а затем самый высший Бог был помещен в
некое удаленное место, которое располагается на небесах и недоступно смертному человеку.
Этот процесс отделения божественного от мирского представлял собой нарастающую
демистификацию природы и тела. Земля стала видеться просвещенным людям как огромная масса
вещества, материи, которая, будучи активированной энергией Солнца, способна дать жизнь растениям,
|