сущем обитает святой дух. Такое исповедание является основой анимистических верований. По мере
роста знаний, объективности и власти человеческое эго приходит к отрицанию божественного духа в
природе и в других живых творениях, видя человека единственным живым существом, кого осенила
благодать Божья. Некоторые лица заходят в этом отрицании настолько далеко, что отвергают наличие
любой связи с божественным или с Богом, находящимся внутри нас. Для каждого такого человека
сердце бьется лишь потому, что получает соответствующие сигналы от мозга, который в свою очередь
был генетически запрограммирован посылать указанные сигналы - примерно так же как компьютер
может приводить в действие большую систему и управлять ею после того, как его должным образом
запрограммируют. Тот факт, что наши мозги действительно запрограммированы наследственностью и
благоприобретенным опытом так, чтобы координировать сложное компьютерообразное
функционирование тела, не подлежит сомнению, но при этом остается открытым вопрос о том, кто же
нас запрограммировал. Религия отвечает, что это дело Бога, сотворившего человека. Такое утверждение
подразумевает существование активной Божественной силы, воздействием которой следует объяснять
эволюцию. Механистическая точка зрения на жизнь не оставляет места для божественного духа и,
следовательно, не дает возможности испытать тот подъем, который только и придает жизни смысл.
Если же мы признаем, что животворящий дух, пребывающий в организме, представляет собой нечто
богоподобное, то сможем избежать конфликта между мистической, религиозной точкой зрения на жизнь
и примитивным механицизмом.
Для нарциссического индивида наших дней характерно отрицание роли духа. Современный
апологет, или, иначе говоря, приверженец нарциссизма, воспринимает мир и жизнь в терминах
сравнительно несложного механизма: стимул и отклик, действие и ответная реакция, причина и
следствие. В этой системе координат, в этой структуре человеческого характера совершенно не остается
места для чувств. Для нарциссического индивида чувства - это нечто неточное, не поддающееся
измерению, зачастую непредсказуемое и наверняка не являющееся рациональным. Для Нарцисса наших
дней жизнь духа неизвестна и вообще отрицается как таковая. Этот человек существует лишь одним
сознанием и пребывает только в собственной голове. Он диссоциирован, иначе говоря, отделен от тела
и живет жизнью своего разума. Нарциссизм совершенно чужд детям, бытие которых вращается вокруг
удовлетворения возникающих желаний, вокруг радости свободы и удовольствий самовыражения.
Детям, как, впрочем и всем нам, нравится, когда ими восхищаются, но они никогда не станут
жертвовать своими чувствами ради достижения какой-то особости или превосходства над другими.
Дети конкурируют друг с другом и хотят быть первыми, поскольку они в очень сильной степени
сконцентрированы на себе. Они - страстные создания, которые хотят все и сразу, но им совершенно
чужд эготизм. Они любят и хотят быть любимыми, потому что их сердца открыты нараспашку. Как
сказали двое супругов по поводу своей девятимесячной дочурки: «Она - сосуд радости». В этом и
состоит детство. Дети, когда их любят, ощущают радость жизни и несут эту радость окружающим. Это
невинные и беспомощные существа, причем они весьма уязвимы перед лицом негативизма по
отношению к ним и враждебности со стороны взрослых людей, в том числе собственных родителей.
Люди, которые оказались лишенными своей радости, не в состоянии вынести тех, кто ею обладает, даже
если это безобидные малютки.
На страницах этой книги мы многократно видели, как уничтожают невинность детей и как у них
отбирают свободу. Вечно встревоженный родитель не в силах вытерпеть плачущего ребенка и начинает
угрожать ему. Разочаровавшийся в жизни родитель не может позволить своему ребенку испытывать ту
радость, которую он сам не в состоянии ощутить, и наказывает свое чадо. У зажатого и закрепощенного
родителя нет мочи терпеть пышного цветения и спонтанности юной жизни, и он всячески ломает и
крушит ее. Не всем детям удается благополучно выжить в условиях бесчувственности и жестокости тех,
кто по идее должен о них заботиться. Результатом злоупотребления детьми, их унижения и оскорбления
становится смерть многих из них. Большинство родителей неоднозначны в своем отношении к детям.
Они любят своего ребенка и одновременно ненавидят его. Я видел у себя в кабинете мать, которая
смотрела на собственную дочь таким тяжелым, переполненным ненавистью взглядом, что я был просто
в ужасе. Однако наряду с этим ребенку достается и какая-то порция любви. Детям не под силу понять
амбивалентность, неоднозначность родительских чувств, которая является для них слишком
усложненным и изощренным понятием, выходящим за рамки их возможностей уяснения. Если они
|